Когда человек в трансе, он где-то, и если с кем и общается в этот момент, то не с вами. Возникает вопрос: как же понимать, что там с ним происходит, и что с ним делать дальше? По внешним признакам вы, конечно, можете предположить в трансе какой глубины он находится, и это почти все. Спрашивать его тоже не полезно - вы же как раз сознание-то и отвлекали, убирали совсем не для того, чтобы вернуть в самый неподходящий момент. Поэтому для общения с клиентом в трансе, то есть для общения с его бессознательным, полезно устанавливать так называемый идемоторный сигналинг. Договориться с его бессознательным о языке общения, интерфейсе. То есть сообщить клиенту явно или неявно, каким образом он будет бессознательно давать вам обратную связь. Подергиванием пальца, киванием, подрагиванием колена, голосом или еще чем.
Можно, разумеется, использовать и непроизвольные сигналы, ведь легкие кивки и непроизвольные движения появляются почти всегда. Важно лишь заметить, сопоставить и - опереться на полученную информацию.
В процессе наведения предложите клиенту:
ü подать сигнал «да» и сигнал «нет» (клиент или выбирает сам, или вы ему подсказываете);
ü приподнять палец, который будет сигнализировать «да», и палец, который будет сигнализировать «нет». (Или любой другой сигнал: кивание, покачивание ногой, каталепсия, левитация и т.д.).
ü просто оповестите, что вы будете задавать вопросы, и тело клиента сможет отвечать.
Затем, продолжая наведение транса, постепенно переводите сигналинг из осознанного плана в неосознанный:
ü приподнимите палец «да»;
ü позвольте приподняться пальцу «да»;
ü пусть поднимется палец «да»;
ü пусть бессознательное ответит, приподняв палец «да»;
ü пусть бессознательное ответит...
При использовании непроизвольного сигналинга вы просто просите тело клиента отреагировать и отслеживаете все сигналы. Если не уверены, попросите бессознательное клиента усилить тот же самый сигнал или просто повторить его.
Сигналинг позволяет получать обратную связь и регулировать течение транса, а также полезен при анализе проблем.
Разумеется, чем в более глубоком трансе —
хотя можно и не называть это волшебное состояние единения со всем сущим банальным словом «транс» -
находится ваш клиент, тем более явно и открыто вы можете запрашивать сигналы.
И наоборот — легкий, разговорный, неформальный транс требует большого внимания к непроизвольным реакциям.
В некоторых случаях бывает полезно усилить, сделать более заметными эти движения. Заметными в первую очередь самому клиенту. Тогда используйте маятники, рамки и всякие подобные приспособления.
Ну, а мифологию уже придумывайте согласуя с контекстом.
Или это его внутренняя мудрость пятник раскачивает, или это Великое Бхэ направляет энергию его субличностного Чхэ. Часто объясняют подключением к биоэнергоинформационному полю планеты или связью с личным эгрегором клиента. Если вы еще обряд под это сотворите с жертвоприношением — все хорошо получится.
5
интервенция
Так-так, пока мы долго рассказывали про способы депотенциализации, вы уже успешно сами вошли и ввели в транс своего первого клиента. И это правильно!
Проверим: вы в хорошем контакте, клиент вам доверяет, знает что хочет (сильно хочет!), верит в то, что вы его туда отведете (или на худой конец покажете дорогу) - все верно?
И, еще раз проверив контакт и надежность транса, можно начинать внушения. Но не спешите. Полезно помнить, что Единая Структура Воздействия - едина! Наивно полагать, что усилия по отвлечению внимания клиента можно прекратить и перейти к внушению непосредственно. Депотенциализацию надо продолжать и продолжать. И где-то по ходу, неочевидно для клиента, вставлять внушения.
Нельзя сопротивляться тому, о чем ты не знаешь, что это происходит.
Внушение делается походя, как бы между делом, невзначай, случайно обронив. Внушение - это мелкое, незаметное (для клиента) звено между началом депотенциализации и завершением латентного периода. Когда вы решите, что клиент уже отвлекся (растерялся, расслабился, готов, дошел до кондиции) и пора внушать, пусть ваше состояние останется прежним, внутри ничего особенного не произойдет, голос останется ровным, в шаблоне неопределенности вы дадите все нужные внушения, а затем плавно перейдете в латентный период.
А для клиента никаких переходов и не было!!! Клиент слушает (или участвует) ровное течение беседы, то ли ни о чем, то ли о чем-то отвлеченном. Клиент то ли ждет, когда же вы начнете волхвовать, то ли думает, что все уже позади.
На худой конец, он понимает, что все происходит именно сейчас, но вот ЧТО ИМЕННО происходит - оценивает неверно. Лучшая помощь от клиента - его непонимание происходящего и доверие магу. Мол, магу деньги уплачены, он знает, что делает.
Если вы и говорите что-то вроде: «Внимание, вот сейчас все начнется, сосредоточьтесь!» — то на самом деле в это время вы или отвлекаете клиента от главного, или попросту транс наводите. Священное действие не должно происходить очевидным для клиента образом.
Это первый закон магии
Итак, интервенция. То есть собственно содержательное воздействие. Все предыдущее было подготовкой.
«Сим-салабим, махалай-бахалай... ассара-дара-чукара!»
Теперь же пора заняться существом вопроса. Мы повторим мысль, которую неявно предлагали вам, Читатель, на протяжении десятков предыдущих страниц. Мысль эта проста и незамысловата - сутью магии является внушение.
Или самовнушение.
СУТЬ МАГИИ - ВО ВНУШЕНИИ.
ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВНУШЕНИЕМ
Прежде чем пойти дальше, надо развеять кое-какие прилипчивые заблуждения, которые настырно бытуют среди коллег и их подмастерьев, мешая заниматься делом всерьез.
Почему зачастую внушения-заклинания не срабатывают? По нашим наблюдениям, это вызвано неверным обращением волшебника. Ложной адресацией, говоря в более компьютерном жаргоне. Обращаться надо не к сознанию, а к бессознательному миру клиента. Этот внутренний мир не понимает логики, выводного знания и абстракций. (Кстати, как и внешний). Да что абстракции. Внутренний мир человека не понимает слов! Вообще!!!
В ГЛУБИНЕ ДУШИ ЧЕЛОВЕК
НЕ ПОНИМАЕТ СЛОВ.
Минуточку, а что же он тогда понимает? Оп-ля, вот и ключик: он понимает образы.
Это не значит, что только изображение. Звуки, ощущения, запахи - вот это человек понимает. Это его опыт. Непосредственный или воображаемый. Но - его.
До тех пор пока для звуко-буквенного выражения, которое мы называем «словом» у человека нет образа, пережитого опыта, это слово ему непонятно. Это первое. А вот и второе - слова человек может понять только на основе своих образов. Своих!!! А вовсе не тех, что имел ввиду говорящий.
Речи, в основе которой не лежат образы непосредственного опыта, понять вообще невозможно. Адекватно понять. А вот иллюзия понимания вполне возможна.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПОНИМАЕТ
ОБРАЗЫ И АССОЦИАЦИИ:
ЦЕПОЧКИ ОБРАЗОВ
Давайте вспомним, как человек вообще учится говорить. Ребенок берет в руки нечто, щупает его, нюхает, пытается пожевать, согнуть, запихать куда-нибудь или... В этот момент голос произносит: «карандаш». И ребенок связывает набор ощущений, которые он получил от этого предмета с набором услышанных звуков - карандаш. Через несколько повторений ребенок при звуках «карандаш» уже вспоминает набор всех образов с ним связанных. Если ему сказать «ручка» или английское «реп» — для него это странное сочетание звуков и ничего больше.
Что же такое заклинания? — Слова? — Кто так думает, кто творит внушения как связный текст - тот обращается к сознанию человека. (Которое вы, между прочим, одновременно пытаетесь отвлечь. Читателя ничего не смущает?) Связность и логика, падежные окончания и риторические фигуры ничего не говорят бессознательному А вот образы - говорят.
«Не стоит даже пытаться задавать себе вопрос, выделяется ли слюна у человека при воспоминании о настоящей, поджаристой, нежной и сочной яичнице». О чем эта фраза? Отбросьте слова «не стоит даже пытаться задавать себе вопрос», «ли», «у человека», «при воспоминании о настоящей», «и» - и в остатке вы получите смысл, который воспринимает бессознательное. И сколько слов несут смысл? Зато как надежно!!!
Тот же, кто помнит, что заклинание - это стимул для вызывания образов и — как следствие — состояний, тот проникает в самую суть речевого воздействия. Слово, этот набор звуков, связан у человека
если связан -
с каким-то набором ощущений и только! Произнося слова, вы последовательно вызываете ощущения (образы, звуки, состояния) связанные у человека с этим конкретным набором звуков. Как музыкант, нажимая на клавиши в определенной последовательности, создает мелодию, так и вы, произнося различные наборы звуков, создаете и изменяете внутренний мир человека. А вот к этой клавише не прилажена струна - сколько на нее не дави, звука не будет. Так и у человека: если за произнесенным словом не стоит пережитый опыт, то оно пустое, оно ничего для него не значит.
И кстати, заклинание - это не только слово, а ЛЮБОЙ стимул, вызывающий нужные образы: жесты, мимика и пантомимика, картинки и звуки, интонации и ощущения.
Достаточно бессвязно, несогласованно, вне контекста, но зато ясно и ярко предложите слушателю слова «выделяется слюна», «поджаристая, нежная и сочная яичница», и вы достигнете результата. Теперь переставьте слова в предыдущем предложении и скажите всю эту мешанину кому-нибудь. А потом спросите его, про что это было.
С другой стороны, если все слова стоят на месте, но смысла - настоящего, образного смысла - за ними нет, то вы не сказали... ничего для бессознательного. И ожидать его реакции бессмысленно.
ЗАКЛИНАНИЯ ДОЛЖНЫ ВЫЗЫВАТЬ
ОБРАЗЫ И АССОЦИАЦИИ.
Но это еще не все. Поскольку сутью внушения является команда, то есть побуждение к действию или переживанию, то именно такие образы и должны вызывать наши заклинания. Образы действий или переживаний. Причем не вообще, а именно применительно к самому клиенту. Он должен вообразить то, о чем вы с ним говорите и отнести это на свой счет. Вот тогда заклинание построено по всем законам мистики.
Кроме действия («делай так») и переживания («чувствуй это»), внушение может еще касаться мыслей: «думай так, утверждай это». Такую команду донести сложнее: она бессодержательна для подсознания. Чтобы человек усвоил некую мысль, ее приходится долбить - повторять раз за разом. Зазубренная мысль становится привычкой и на уровне бессознательной активности воспроизводится как механическое действие. Так же как поют песни на незнакомом языке: звук за звуком, как запомнилось. «Шизгара!!!»[12], так же и бессознательное в определенных ситуациях будет воспроизводить зазубренную мысль: «веди себя прилично». Просто повторять, не наполняя содержанием и образами. А вот сознательное того же человека эту всплывшую мысль считает уже содержательной, своей и вообще верной. Сомневаетесь? Вспомните картины своего воспитания и настойчивые повторения основных правил родителями.
Итак, нас интересует создание (вызывание) образов в голове у человека. Хорошо представленное - все равно что пережитое. Яркий образ становится частью жизни вообразившего. И теперь уже имеет права на эту жизнь влиять.
Вы все еще чувствуете вкус яичницы?
Фазиль Искандер в своих «Удавах и кроликах» утверждал, что если человек уже встал перед выбором «делать или не делать», он рано или поздно сделает. Мы склонны использовать именно эту особенность. Пусть человек вообразит свое действие. Неважно потом, что он решит сознательно. Образ будет поддавливать, направлять и тревожить, пока не воплотится.
Схожая особенность человеческой психики описана как феномен Зейгарник: незаконченное, недоделанное запоминается человеком куда лучше, чем завершенное. К незаконченному человек вновь и вновь возвращается мысленно.
Однажды у официанта спросили, что заказывал только что расплатившийся столик - он почти ничего не смог вспомнить. Зато он с легкостью удерживал в памяти сложнейшие заказы трех еще обслуживаемых столиков. Поскольку вообразить - значит мысленно начать действие -остается лишь дождаться воплощения.
Разумеется, если действие человек в воображении отнес лично к себе.
|