Однажды мы были на семинаре у Дэвида Гордона. А Дэвид Гордон - один из тех немногих по сей день живых людей, кто непосредственно и много - не просто учился у Милтона Эриксона, а изучал его работу. В частности, много изучал работу по метафорам (байкам, притчам, историям, иносказаниям).
И мы обратили внимание на одну интересную вещь - практически на каждый вопрос Дэвид Гордон отвечает метафорой. Его спросишь, сколько лет он занимался изучением опыта своих коллег, а он начинает рассказывать, как когда-то в детстве он жил в пустыне, ловил скорпионов, лазил под камни и узнавал новое и учился совмещать осторожность с интересом. Рассказывал он и совершенно замечательную историю, как когда-то в детстве, в школе у них были научные соревнования - что-то вроде лабораторных работ - между учениками. Им позволяли выбрать темы заранее, учителя говорили, мол нужно выбрать именно то, что тебе сейчас интересно, и это поможет в будущем. Но, рассказывал Дэвид, в классе был мальчик, про которого все точно знали, что все равно он победит. Он всегда был самый умный. «Знаете, - рассказывал Дэвид, - в классе всегда есть самые умные, к которым и отношение соответствующее. Мы это уже все знали и поэтому делали не ради победы или учителя, а делали уже ради собственного интереса. Или чтобы побыстрее отделаться. И я взял что попроще: хорошо описанный в учебнике эксперимент над червями. Их, дескать, как ни режь, они регенерируют: вот такие серьезные возможности самовосстановления заложила природа. Разрежешь пополам - будет два червяка, разрежешь на 3 части - будет больше». И поскольку надо было заранее этот эксперимент провести, Дэвид заказал червяков, а когда ему привезли, он их накрошил в специальную чашку и оставил там: чтоб размножались. Через день-другой они как-то пахнуть стали и особо не размножились. Ну, вы же понимаете, полезно еще и инструкции читать внимательно. А время уже поджимает, новых червяков уже не закажешь, скоро надо сдавать. Дэвид Гордон рассказывает, что несколько приуныл. У него, кстати, дедушка из Одессы. Дед его учил напористости, целеустремленности, умению ставить цель и двигаться к ней. Однако Дэвид едва не смирился с тем, что его эксперимент не получится. В доме родителей Дэвида стоял большой аквариум. А сам он очень любил лазать по разного рода потайным и секретным местам. Вот и в тот раз он тоже лазил где-то и вошел в комнату, где стоял аквариум, не включая свет, с
красным фонариком. И вдруг рыбки в аквариуме начали во все стороны метаться. Дэвид включил свет -они перестали. Дэвид заинтересовался. Выключил свет, поднес фонарик - рыбки опять мечутся. Убирает фонарик - перестают. Включает свет - перестают. Включает фонарик и свет - не мечутся. Без света с красным фонариком мечутся. Однако, стал наклевываться научный эксперимент. Другие фонарики, другие цвета, другое время суток. Стало по-настоящему интересно. В день презентации проектов Дэвид отправился в школу с аквариумом. И с разноцветными фонариками. Тот самый умный мальчик выбрал себе в качестве проекта ДНК. У него были огромные распечатанные плакаты, макеты спирали, выписки изо всех энциклопедий. В общем, большую часть стены занимала только его работа. Конечно, он должен был победить. Все построились, уже зная, кто выиграет. Вдоль проектов двинулась комиссия ученых мужей, рассматривая и расспрашивая. С червяками около восьми проектов оказалось - у них-то все получилось. Когда подошли к Гордону, он подробно рассказал, что с зеленым фонариком - не мечутся рыбки, и с синим -не мечутся. При свете не мечутся, а с выключенным светом и красным фонариком - мечутся рыбки в аквариуме. Словом, Дэвид победил. Аргумент ученой комиссии был прост: «копирование - плохо; поиск нового - хорошо». Эксперимент Дэвида был единственным «не из книги». Дэвид еще много чего интересного рассказывал, притчи в основном. И эта история тоже была ответом на какой-то вопрос. Кто его помнит, этот вопрос, после того как вам уже такое ответили! Способность Дэвида к творчеству просто поражает. К нему прямо на ходу приходят идеи, он их записывает, проверяет. Он знает много языков, и кстати говоря, это очень освобождает от власти слова, потому что если знаешь много разных языков, ты уже понимаешь, что есть отдельно мир, а отдельно - его названия. Вот такая история.
Понятно теперь, что такое перекрывание реальностей?
Перекрывание реальностей — это усложненный вариант цитирования. Когда вы рассказываете о том, как кто-то вам рассказывал, что кто-то ему рассказывал, при каких обстоятельствах он слышал, как кто-то рассказывал то-то и то-то... (по пути встраиваете еще рассказы) — то, о чем точно вы говорите в данный момент времени, бывает очень сложно понять.
Кто говорил? Кому? Что? Когда?
Цитирование попроще. Там маскировка одноуровневая. Вот — якобы автор. Вот - якобы его слова. При использовании перекрывания реальностей конкретные слова внушений практически отрываются от контекста и потому особенно надежно порождают нужные образы. Потому что контекст уже неясен.
Перекрывание реальностей чем-то напоминает сцеживание через многослойную марлю. Словесные контексты переплетаются, и основные образы просто отделяются, оказываются осмысленными фигурами на фоне «белого шума». Шум, понятно, нужен для отвлечения сознания.
Сознание с трудом удерживает, что «ехал в поезде с солдатом, который служил с матросом, у которого был дед, служивший еще при царе и был знаком с... который рассказывал...»
Если вас интересует амнезия — все начала полезно завершать как бы вкладывая один контекст в другой, тот (вместе с уже вложенным) -в третий и так далее. Надо, чтобы сообщение-внушение оказалось настолько оторвано от сегодняшнего дня, чтобы сознание собеседника ни в коем случае не препятствовало - ведь речь идет не просто о ком
то, а вообще уже непонятно о ком когда-то. В конце хорошо бы сделать не относящееся к делу итоговое замечание, возвращаясь к тому, откуда вы когда-то начали: «Так тот солдат, о котором речь-то, все время курил. Ну когда научатся нормальные вагоны делать?!» Попутно вы ненадолго организуете собеседнику небольшую дезориентацию в пространстве и времени, что способствует замешательству, депотенциализации, трансу и в конечном счете амнезии. Пока Сознание человека не понимает ни где, ни о чем речь, ни когда, бессознательное принимает совершенно конкретные указания.
Удобно давать различные внушения особенно в тех местах, когда кажется, что человек просто объясняет контекст. Но даже если слушатель что-то заметил, вас выручит привычка давать внушения валом. Пусть он заметит 10, вы-то дали 100.
Как-то я ехал в поезде, и мой попутчик рассказывал... Интересный, кстати был человек. Очень жизнерадостный, добродушный. Знаете, из тех людей, с которыми приятно пообщаться. Когда в их жизни что-нибудь случается, они первым делом стремятся выяснить, как и что с этим можно сделать. Может даже какую пользу или выгоду можно извлечь... И он рассказывал, что его дедушка в свое время, еще когда служил в коннице Буденного, любил цитировать легендарного командарма, который если уж сталкивался с противником, всегда говорил, дескать, сначала подумай, а потом действуй в обход. Потому что если ты действуешь в обход...» Помните как в фильме: «Нормальные герои всегда идут в обход». У Ролана Быкова, «Айболит-66», кажется. Ролан Быков совершенно потрясающий в этом смысле человек... Еще Гафт им восхищался: «Всего лишь два вершка от пола, а звезды достает с небес...» И вот, видимо Буденный придерживался каких-то подобных воззрений, судя по рассказам дедушки моего попутчика. Ведь, если вы еще не забыли, мой попутчик был очень интересный человек... И может быть, вам когда-нибудь доведется говорить с кем-нибудь в поезде или самолете, может в автобусе ехать будете, может будет полезно внимательно прислушиваться к тому, что он говорит. Потому что интересные люди - это большое достояние нашей жизни. И может быть ради таких мимолетных встреч мы все и живем.
Мы последовательно вкладываем цитату в цитату, и в результате мы говорили о случайных попутчиках, а все остальное уходит куда-то вглубь, и там растворяется.
Особенно если вы еще что-нибудь добавите про забывание
НЕЯВНЫЕ АКЦЕНТЫ
Вы можете меня слушать, можете и не слушать. Вы можете испытывать приятные чувства или даже не самые приятные в одно и то же время.
Неявные акценты позволяют вам уместить два сообщения в одном. Можно и больше, но пока хватит двух.
В самом тупом варианте это происходит, когда вы в тексте какие-то слова выделяете красным, и эти красные вместе складываются в отдельный текст. Или курсивом можно выделять, или жирно.
«Славься ОТЕЧЕСТВО - слаВСЯ РОССИЯ», как недавно пыталось донести себя до избирателя политическое образование «Отечество - Вся Россия». Или один из потенциальных депутатов представлялся с плакатов: «ЗАйцев».
Но это легко отследить, поэтому мы и говорим о «тупом варианте».
В письменном тексте удобнее использовать кернинг: вы делаете расстояние между буквами в некоторых словах чуть больше (меньше) чем в остальных. На глаз это незаметно.
Главное, чтобы «чуть», чтобы незаметно.
Для бессознательного эти слова совершенно отчетливо выделяются. Причем, если выделяются одинаковым образом, то составляют отдельное целостное сообщение, которое будет восприниматься как внушение. Согласование падежных окончаний не обязательно.
Мы же образы создаем.
Можно изменять размер шрифта: все идет 14 кеглем, а этот идет 14,1 или 13,9. Существуют очень сходные шрифты - например «Times New Roman» и «Baltica». На глаз не будет заметно, если вы несколько слов сделаете другим шрифтом, другой гарнитурой. Наконец, в черном тексте можно выделять некоторые слова темно-серым. Даже если это будет отмечено, читатель отнесет на типографский брак.
Важно, напомним, чтобы все слова одного внушения были выделены именно ОДИНАКОВО, иначе это и будет типографским браком.
Неявные акценты, естественно, возможны не только в письменном тексте. В разговоре это делать куда легче. Самое очевидное: сыграть голосом. Вниз, вверх, сбить ритм, скорость, сделать паузу до, исказить интонацию (немного!). Добавить обертонов, хрипотцы в нужный момент, громкость понизить или чуть повысить. Вы просто произносите отдельные слова или словосочетания несколько другим голосом, с несколько другой интонацией или в другом тембре, или в другом голосовом паттерне, или чуть быстрее или медленнее, чем основное сообщение - и это срабатывает.
И вновь напоминаем о том, что расставлять акценты нужно одинаковым образом для всех слов одного неявного сообщения. Складываются одинаково маркированные слова. Если вы маркируете все по-разному - это будут разные сообщения для бессознательного. Или все тот же белый шум.
В конце концов, кто вам мешает пользоваться жестом или какими-нибудь картинками? С другой стороны, все будет очень просто, если вы отработаете только один способ маркирования, и вы им маркируете все в своей речи, что хотите.
Есть такая гипотеза, что сознание привлекается для первичной обработки информации. Обращали внимание, что воздействие замечается только в момент его возникновения или прекращения. Услышали звук - обратили внимание, что кто-то радио включил. А потом оно как бы исчезает из поля зрения, становится фоном. А вдруг радио выключили - опять внимание привлеклось.
Человек может спать при свете с включенным телевизором. Как только выключите свет или телевизор - просыпается. Сознание может удерживать 5-9 единиц информации, поэтому от статических воздействий сознание очень быстро отключается, передавая контроль бессознательному.
Вдруг в тексте на фоне черного шрифта появляется серое слово — и бессознательное выделяет это, привлекая сознание: «изменения, оцени». А сознание глазом видит, что все как обычно и продолжает читать дальше.
Или ухом, если это устная речь.
Возможно поэтому а может быть существует и другая мифология, объясняющая почему это все так работает, но бессознательное привлекается к выделенным (маркированным) словам.
А это уже многократно проверенный факт.
Именно поэтому мы еще раз повторяем — отличия не должны быть заметны для глаза или уха.
Очень легко неявные акценты расставляются в «Как бы отрицаниях».
«Я вовсе не настаиваю, чтобы в вашей жизни произошли изменения. Вы можете не представлять себе, как можно улучшить свою жизнь прямо сейчас».
В цитировании то же самое. Вы можете рассказывать всю историю про что-то постороннее, а основное внушение выделить голосом, не прерывая рассказа про постороннее. Аналогичная история с перекрыванием реальности. Неявные акценты везде действуют, да и в вопросах тоже:
- Ты собираешься выходить замуж?
- Ты уже придумал что подаришь мне на день рождения?
- Вы уже решили заняться своим здоровьем?
- Когда вы осознаете необходимость полноценного отдыха?
Обычно даже не приходится специально выбирать, чем отмечать «особые» слова. Достаточно представить по ходу рассказа, какие слова вы хотите выделить, и незначительные изменения вашего голоса эти слова отметят.
Что характерно, если вы находитесь в некотором трансе, внезапно становится слышно, что выделяется. Потому что в трансе чувствительность повышена, лучше связь сознательного с бессознательным. В трансе вы «вдруг» начинаете отчетливо слышать какие именно внушения вставлены в текст.
Вы уверены, что вам понятно что такое Неявные акценты? Потому что Неявные акценты - это основа того, что мы называем внушением, да?
Автор однажды экзамен сдавала, предмет «странный», готовилась мало, а еще так расписание совпало, что в 10 экзамен начинается, а в 12 ей уже тренинг вести, так что все делать надо было очень быстро. Сидит,
отвечает про природу гениальности. Преподаватель, как полагается, в нужном состоянии сознания, хорошо, комфортно, на нужных словах ручка в Светиной руке делает очередной поворот, но пора уже переходить к оценке - времени мало. «...У Наполеона было пять выдающихся полководцев, которых при необходимости он быстро менял и ставил на важные направления...
...в семье было пять детей, отец всех вырастил, поставил на ноги, они скоро стали очень успешными людьми...» Через несколько минут преподаватель изъявила желание поставить пять.
Просьбы-команды для сознания не было ни в одном, ни в другом высказывании, но из-за того, что были отмечены несколько слов одним и тем же способом -слова отмечались поворотом ручки в руке - получилась хорошая оценка.
Команда может быть разбросана по тексту. То есть вы можете рассыпать по слову, даже по части слова, по корням. А бессознательное это сложит в одно сообщение.
Некоторые коллеги считают, что в качестве внушения воспринимается то, чего меньше. То есть если из пятидесяти слов вы сделали акцент на сорока, для бессознательного выделенными окажутся оставшиеся десять. Они-то тоже сказаны в одинаковой манере.
ТО, ЧТО СЛЕГКА ВЫДОЕНО ИЗ ФОНА
И ЕСТЬ НЕЯВНЫЕ АКЦЕНТЫ.
Таким образом, Неявные акценты — это дополнительный способ внушения, который применим ко всем остальным. Вы можете накладывать его на другие. Рассказывайте историю, подводите итог, расспрашивайте и внушайте, внушайте, внушайте.
Обращайте внимание, если вы думаете, что вы ничего не выделяете, то вы все равно что-то выделяете. Вы знаете, что такое ключевые слова? Человек бессознательно все равно что-то выделяет в речи. Делает ударение, ставит акцент.
—Как тебе будет удобнее? если мы вместе поедем или отдельно!
—Как тебе будет удобнее! если мы вместе поедем или отдельно? Полезно решить, что вы будете выделять в речи, а иначе выделится
что-то случайное, и не всегда то, что хотелось бы.
|