Гагин Т. В., Бородина С.С. «РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или Настольная книга шарлатана»

Чтобы разобраться в банальностях и подобных приемах, достаточно лишь помнить главное: высказывание должно породить образ того или иного действия (состояния). Формально же это не должно быть ни призывом, ни советом, ни командой. Начиная тренироваться, повторяйте только что сказанное еще раз (хотя бы и про себя), слушайте и старайтесь «понять»: какой образ создает только что сказанное?

А не какой логический «смысл» вы вкладывали. Смыслом будет именно полученный образ.

Вспомните пример с яичницей. Кстати, Читатель, а о чем там было?  

Наши друзья, которым мы (разумеется) давали почитать эту книгу до издания, так ничего кроме яичницы (и попутного слюноотделения) вспомнить не смогли.

Итак, слушая свою речь, выделяйте образы, звуки и ощущения, которые вы порождаете, отбрасывая остальное как шелуху...

Нет, не так: остальные слова - не шелуха, а смазка, проталкивающая ваши внушения (образы) мимо сознания. Поэтому пренебрежительное отношение к гладкости речи неоправданно. Скорее к ней должно быть отношение - трезвое. Гладкость речи служит не для понимания, а как раз - для непонимания, для отвлечения внимания собеседника от сути происходящего.

Итак, банальности:

Суть проста. Банальность - это бесспорное высказывание, делается шаблоном неопределенности и заклинаниями возможности, которое кажется слушателю не просто достоверным, а скучно и обыденно достоверным. Девиз банальности: «Всякое бывает!»

Летом случаются дожди. Зимой идет снег. Старый мусор в ведре обычно начинает попахивать. Одни песни запоминаются лучше, чем другие. Человеку вообще свойственно забывать. Унитаз - лицо хозяйки... простите, это не отсюда  

Поспорьте с тем, что солнце всходит и заходит. То есть вы, конечно, можете. А захотите?

Идею банальности хорошо передает старый добрый анекдот про Неуловимого Джо: «Почему он неуловим? Его никто не может поймать? — Да нет, просто он никому не нужен!» Неоспоримость банального высказывания строится на том, что смысла спорить вроде бы никакого нет. Вроде бы...

Оцените разницу: «немедленно найди выход!» и «во многих случаях идея выхода из ситуации приходит людям тогда, когда они ее менее всего ждут». И не надо тут выразительно на собеседника смотреть. Банальности надо - пробрасывать. Сказал - и пошел дальше. Тогда однажды эта же мысль прозвучит уже от собеседника... как его собственная. Вот тогда изобразите удовольствие от гениальной — ЕГО — идеи и поддержите ее, а еще лучше поспорьте. Пусть он вам

-а в первую очередь себе -

докажет верность этой мысли и все как следует обоснует.

«Купи мне шубу. - Мужья многих моих подруг купили им шубы, те просто счастливы...» И срочно отвлекать: «Вась, а ты дверь-то закрыл, когда мы уходили? А, закрыл-закрыл, я помню. Спасибо, милый».

За что спасибо? - Неважно, вам что, жалко?

Мы не говорим, что надо сделать нечто. Мы говорим, что в мире нечто есть. Или бывает. И все.

Понятно, где тут появляется шаблон неопределенности?

Мы говорим: «разные люди, у всех по-разному, кто-то меняется быстрее, кто-то -медленнее, у одних людей изменения происходят, потому что они их хотят, у других, потому что они неизбежны, у третьих, потому что они сознательно что-то с этим делают... разные люди меняются по-разному, никто не говорит, что нужно это делать каким-то определенным образом, тем более срочно... Вот и погода меняется. Говорят должно потеплеть. Ты не слышал прогноз на завтра? Как там - опять обманывают?»

Чем сознательно непонятнее вы обозначите действующее лицо и обстоятельства, тем скорее человек подставит на эти пустующие места себя. Говорят, для бессознательного нет понятия «не я».

Кто такие эти ваши «люди вообще», я не знаю, поэтому это про меня.

Все сложности предназначены для сознания. Сознание полагает: это о ком-то, не обо мне и «вообще». А вот бессознательному здесь есть четкая инструкция к действию.

Неопределенные высказывания создают своего рода контуры: слушатель раскрашивает (наполняет) эти контуры своим собственным опытом. Поэтому банальность - это способ говорить долго, вставлять огромное количество внушений, которые на слух будут восприниматься как очевидные, необязательные высказывания. А значит в массе своей пройдут мимо сознания.

С чем там спорить? Он же воду в ступе трет.

Представьте, вот вы говорите: «Это так, и вы должны вести себя так-то». Тут кто-то встанет и возразит - досадно. А если вы говорите: «Возможно, это так и, может быть, кто-то будет вести себя так-то. Потому что...» — ну и кому придет в голову возражать?

Ну да, вы правы. «В каждой порядочной компании найдется свой козел-провокатор», - гласит закон работы с аудиторией. Ну, хорошо, он возразит. Так вы пожмете плечами и скажете, что это «всего лишь возможно, и вообще дело не в этом, а вот в чем...» и продолжите.

ВАЖНОЕ НАДО ПОДАВАТЬ КАК НЕВАЖНОЕ.

И НАОБОРОТ.

ТОГДА ВАЖНОЕ НЕ ВСТРЕТИТ СОПРОТИВЛЕНИЯ.

То есть если вашей целью является схватка, битва и прочие бои пиков, тогда говорите как угодно запальчиво. Но если задача — пробросить внушение — тогда не светитесь. Говорите скромнее. Не надо сверкать там, где вы хотите что-то скрыть. Сверкайте по соседству. Пусть туда смотрят.

Банальности позволяют говорить долго и бесспорно. Помимо всего прочего, на их основе вы можете строить аргументацию. После того как вы проговорили банальность, и человек со всем терпеливо согласился (ожидая разговора по-существу), вы можете сказать «поэтому» («значит») и продолжить разговор еще каким-нибудь внушением.

Например, знаменитой фразой: «Это возможно, значит и ты это можешь».

Некоторые люди иногда обнаруживают, что влюблены.

Для того чтобы достичь совершенства, полезно тренироваться. И еще тренироваться.

Есть люди, которым нравится жить счастливо.

Просто так бывает. Кто поспорит? Бывает же. Формально никто ни от кого ничего не хочет. В том числе и вы от клиента. Соответственно, никаких претензий: «Я ничего не хочу, я просто рассказываю, что так бывает». Но чтобы понять, что вы рассказываете, слушателю надо представить ваш рассказ в своем опыте. И начинает накапливаться потенциал к действию.

Иногда его называют «суггестивным потенциалом».

Есть такая байка о том, как один молодой человек на Востоке пришел к учителю учиться мудрости. А учитель на Востоке - это много что значит. «Твои родители дали тебе жизнь, а твой учитель сделал из тебя человека», - говорят на Востоке. Так что если учитель дает задание, надо выполнять. Потому что в этом и состоит учение. Ты просто выполняешь задания учителя и однажды понимаешь, что - научился.

И достаточно долго у ученика все хорошо получалось, он успешно продвигался. Одним из заданий было такое: учитель вывел его на берег реки и спросил: «Куда течет река?» - «К морю», - ответил ученик. Учитель сказал: «Жди». Пришел через неделю и спросил: «Куда течет река?» - «В бесконечность». Учитель сказал: «Жди». Пришел через месяц и спросил: «Куда течет река?» Ученик вновь выдал подготовленный ответ: «К небесам». Учитель сказал: «Жди». Вернулся через полгода и спросил: «Куда течет река?» И ученик, который уже достаточно долго в этом месте прожил, сказал: «Я не знаю». Учитель улыбнулся: «Молодец. Ты понял».

Читатель, обратите внимание еще раз: ваша задача создать потенциал к действию. Банальности «просто так» даром не нужны.

Потенциал к действию рождается тогда, когда вы что-то внятно хотите. Сказать что «цветочки растут из земли» - это тоже банальность - ну и что? Наша банальность должна быть троянским конем. Внутри занудно-бесспорного высказывания должен быть образ действия.

Если «вынеси мусор» - это команда, то «люди иногда выносят мусор» - это банальность.

Правда, уж очень лобовая. Но при хорошем контакте сгодится.

«Закрой форточку» - это команда, а «если станет холодать, наверное надо будет закрыть форточку» - банальность. Особенно, если пробормотать себе под нос, ни к кому не обращаясь явно.

И пусть даже человек спросит: «Что ты от меня хочешь?» Если он не готов к прямому разговору, то: «От тебя ничего». Вы от него - ни-че-го не хотите. (Открыто не хотите. А если он о чем и догадывается, так это только его домыслы. Бездоказательные. Чему сопротивляться?)

«Иногда лучше молчать и казаться идиотом, чем открыть рот и развеять все сомнения в этом».

«Извилин не видно, но когда их нет, это очень заметно». «Глупость - это божий дар, но не надо им злоупотреблять».

И еще раз к вопросу о контакте: если человек готов от вас услышать такое -то все в порядке.

В более простом варианте вы можете где-то по ходу беседы (только помните, что потенциалы к действию не сразу срабатывают, а с паузой) можете сказать что-нибудь: «Знаешь, у нас есть пара коллег, которые каким-то удивительным образом догадываются, когда им стоит помолчать и даже просто уйти. Я не знаю, как они это делают, но это очень интересный навык».

Если в этот момент вы привлекаете внимание человека к своим словам - это может звучать как издевка. Но если вы всеми силами в этот момент внимание отвлекаете на что-то другое, тогда это просто звучит как текст. Ну, сказали что-то. Вы и до этого что-то говорили и еще продолжите: «У Генри Форда были такие люди, говорят».

Очень важно - пробросить. (А не привлечь внимание и еще уточнить: «А правильно ли ты понял, что я тебе только что сказал? Делать когда начнешь?» Сколько хороших внушений погублено таким вот неуклюжим «добиванием»!) Просто скажите между делом, в разговоре, походя. Банальности хороши именно тем, что они не претендуют на гениальность мысли. Так, наполнитель разговора, на который собеседник обычно не обращает внимания. Вы говорите о чем-то «важном», а банальности - между делом.

Полезно помнить про контакт. Все работает только в контакте. Контакт всегда сначала. Пропустить контакт нельзя.

Очевидно, внушение по типу банальности не произносится в одиночку. Банальности обычно идут потоком, создавая текст внешне и внутренне непротиворечивый, к которому, вроде, негде придраться, некуда встрять, нечего перебить, который непонятно о чем. И если вы обратите внимание, слушать поток банальностей достаточно скучно.

И вот вы уже в дополнение имеете наведение транса скукой. А в трансе человек более восприимчив к внушениям.

БЫТОВОЙ ТРАНС

ЧАСТО НАВОДИТСЯ СКУКОЙ.

Скучно - это для вас хорошо. Разумеется до тех пор, пока вы можете удержать контакт.

Один наш коллега, преподаватель биологии, рассказывал, что решил поэкспериментировать и в середине лекции высказался в таком духе: «... гипофиз... митохондрии... в конце лекции принесете мне 50 рублей, размножаются тычинками[14]...»  Никто не отреагировал в этот момент, что само по себе показательно. А после окончания человек пять подошли к преподавательскому столу и стали топтаться около. Потом кто-то вслух озвучил: «Кому 50 рублей-то сдавать?» Вопросов «зачем?» не было.

В бессознательном обучении есть одна тонкость. Поскольку сознание отвлечено, сознательная информация исчезает практически полностью. Поэтому, если лекция предназначена для передачи сознательной информации, ¾

Формулы, даты, ряды, числа, правила - информация, не представленная в опыте.

слушателей из транса вытягивать надо. А вот навык усваивается гораздо лучше в обход сознания. Поэтому если вам в трансовом состоянии показывают вождение автомобиля — это хорошо. А вот если римское право читают - бесполезно. Если вы хотите передать человеку информацию — вытаскивайте его из транса. Если хотите передать навык — погружайте в транс.

У студентов настолько мощная привычка со звонком на лекцию уходить в глухой транс, что авторам, когда случается вести лекции в академических учреждениях, приходится вытаскивать сознание постоянно, тащить, не давать уснуть. А со школьными учителями и вообще кошмар - звенит звонок, и они уже там.

Банальности должны идти потоком. Вы о чем-то говорите, человек спустя некоторое время не очень помнит о чем.

 

банальности позволя ют создать поток речи,

не выбивают из раппорта,

агрессивными не кажутся,

никакого вторжения не предполагают.

И дело не только в магии. Вот, к примеру, хотите вы, чтобы коллега от вас отстал.

-  Есть такая большая проблема, - говорит он вам, - которая нас всех сейчас сильно беспокоит.

-  Да! - говорите вы. - Знаю. Беспокоит. Я о ней подумаю. Позже, потом.

-  Она очень срочная и требует безотлагательного решения!

-  Да, проблема действительно интересная, некоторые проблемы достаточно интересным образом могут быть решены, если подумать о них не вместе, а порознь и потом сопоставить результаты. Потому что иначе происходит интерференция мнений, и ввиду таких взаимных влияний люди могут принять не то решение. Действительно, нужно об этом подумать. Может быть, я подумаю здесь, может быть где-то еще. Наверное, прямо сейчас не всякая проблема позволяет найти решение, и иногда бывает полезно чтобы люди, которые занимаются этой проблемой, занимались ей каждый по-своему, а потом согласовывали результаты. Возможно, в каком-то смысле, будет интересно, если эта проблема окажется в центре внимания всего нашего большого коллектива спустя какое-то время, когда действительно будет что предоставить на всеобщее рассмотрение вам со своей стороны, мне с моей стороны. Но с другой стороны, если вы настаиваете на немедленном обсуждении, наверное, мы можем это сделать, особенно если вы понимаете, что особых результатов от этого немедленного обсуждения так скоро ждать вряд ли приходится. Если же нас с вами интересует в известном смысле более эффективный результат обсуждения этой проблемы, может быть, имеет смысл предложить какой-то особый формат, какой-то особый график. И если у вас есть какие-то предложения на эту тему, вы, вероятно, над ними подумаете, и мы с вами их обсудим позже.

«Это только так кажется, что я ничего не делаю. А на клеточном уровне я очень занят». Услышано от Михаила Романовича Гинзбурга со ссылкой на Леонида Марковича Кроля.

Напомним слова, которые будут уместны в банальностях: «В целом», «многие», «обычно»,

«по большому счету», «в таких случаях», «бывает, что», «определенным образом», «случается», «возможно», «наверное», «иногда»...

И так далее - все слова, при помощи которых можно построить некатегоричные утверждения.

«Выверни лампочку». - «Наверное надо будет вывернуть лампочку».

«Возьми подушку и швырни ее в угол». - «Некоторым нравится швыряться подушками, это бывает довольно весело, особенно если она попадает в угол».

«У вас шнурок развязался, завяжите его». - «Гораздо удобнее ходить с завязанными шнурками». «Некоторые люди не замечают, что у них не завязаны шнурки» - если это сказать на семинаре, не пройдет и пяти минут, как кто-нибудь обязательно покосится и посмотрит, как там у него завязано. Даже те, у кого шнурков-то нет посмотрят - убедиться, что шнурков по-прежнему нет. Если это сказать в хорошем контакте и подать как рассуждение «вообще» (и прямо на собеседника в упор не смотреть, а вместе с ним на панораму ночного города) - все отлично.

«Помню, как-то я гулял целый день с красивой девушкой по городу и только вечером заметил, что у меня шнурки развязаны. Теперь-то я чаще обращаю внимание на такие мелочи. Ну, да ладно. А что у нас сегодня на ужин?»

«Давно уже слышал, что есть одна интересная техника. Кажется, называется она эриксоновским гипнозом. О ней рассказывали много удивительного. Говорят, она очень помогает в общении. Очень хотелось бы сходить».

Помимо прочего, одними банальностями можно навести транс.

«Людям бывает приятно сесть поудобнее, и наверное, когда они это делают, им действительно легко расслабиться. Кто-то любит расслабляться с открытыми глазами, кто-то - с закрытыми, а те, кто не закрывает глаза сразу, обычно закрывают их чуть позже, потому что когда человек слегка расслабляется, особенно когда он немножко устал, ему бывает приятно закрыть глаза и почувствовать, что...»

То есть маг вообще говорит не о клиенте. Тот сидит и слушает, а волшебник рассуждает «вообще». И вот уже готова серия банальностей на полчаса.

Полезно иногда упоминать важные для клиента слова, чтобы его сознание отмечало: речь по-прежнему о полезном мне.

И вот уже скука, и вот уже транс. Ну да, нить ускользает, но ведь до чего приятно, расслабленно, комфортно! Причем банальности хороши тем, что человек думает, что он понимает, что вы говорите, но не понимает, зачем вы это говорите, терпеливо ждет, пока вы подойдете к сути, а потому пропускает все это мимо своего сознания. Поэтому, если вы в конце говорите: «Короче говоря...» и делаете самый посторонний вывод - весь текст забывается практически полностью, и клиент не сможет сопротивляться вашим внушениям даже задним числом.

Многие люди, если хотят чтобы у них что-то работало - делают, проверяют на практике свои результаты. Людям вообще свойственно делать и учиться на своих ошибках, и развиваться и получать все новые и новые навыки благодаря своим действиям, потому что лучше сделать и пожалеть об этом, чем не сделать и пожалеть об этом. Но чаще всего, если вы делаете - вы бываете горды и рады за результаты. Потому что все, что люди получают в своей жизни, все, что люди делают - это плод того, что однажды люди решили что-то сделать, а не от чего-то отказаться. Отказываться люди практически не умеют. Вопрос в том, что вы сейчас будете делать. Что вы будете делать позже, и как вы это соедините. Как правило, бывает именно так, но конечно бывают и исключения в жизни разных людей. И если вы собираетесь что-то делать, разумно, наверное, начать это делать уже сейчас. А если вы почему-либо собираетесь начать это делать позже, сейчас полезно подумать, как именно вы собираетесь начать это делать. Наша работа - это о том, чтобы что-то делать, а не о том, чтобы знать какие-то слова. В конце хорошо бы спросить: «Логично?»

В вышеприведенном примере характерна еще и грамматическая усложненность, как один из способов наводить речевой транс и прятать основные мысли в неочевидной последовательности.

Следующий замечательный прием, которым можно делать практически все внушения — это вопросы.

 

вопросы

Вопросы задают вовсе не для того, чтобы на них давали ответы. Вопросы сами по себе несут информацию. Образную. То есть являются идеальным носителем внушений. Действительно, чтобы «понять» вопрос (прежде, чем ответить «по существу») нужно представить себе все то, о чем спрашивают. А как помнит Читатель, это именно то, что нам надо.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться