Гагин Т. В., Бородина С.С. «РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или Настольная книга шарлатана»

Text Box:
Обычно напрягаются-расслабляются еще и мышцы шеи.

Естественно, наиболее богатую информацию об изменениях в эмоциях пришедшего к вам человека дает сравнение и сопоставление изменений на всех трех лицевых уровнях. Эти уровни показывают одно и то же? В одной и той же степени?

И если нет, то нас интересует в первую очередь то, что трудно сыграть-изобразить.

Женщина строгого вида пытается смеяться над своими неурядицами, но глаза красные и подбородок дрожит.

Или, наоборот, мама рассказывает о своей озабоченности похождениями дочери, а лицо спокойное и улыбчиво-кокетливое.

Человек хмурит брови, а челюсть расслаблена и губы сложены в усмешку. О чем, интересно?

Нам важны те мелкие изменения, которые не отслеживаются самим человеком - непроизвольные движения. Обычно они менее выражены и мелькают быстрее. Но важны именно они. Заметив их, вы вставляете свои догадки в шаблон неопределенности и вновь наблюдаете реакцию. Если она усиливается - вы на верном пути. А нет - вы же ничего конкретного еще и не сказали, верно?

 

ТЕЛО:

Плечи могут опуститься безвольно, напрячься и подтянуться вверх (голова втягивается в плечи), они могут податься вперед или назад (или одно вперед, другое - назад), могут начать покачиваться из стороны в сторону или вперед-назад, увлекая за собой все тело, могут развернуться или съежиться, вызывая сгорбленность-сутулость.

Естественно, что это не только плечи, а все туловище, но наблюдается легче всего все это именно в районе плеч. Кстати, мерное покачивание плеч выдает и дыхание.

Грудь и живот больше всего говорят о дыхании: здесь нас интересуют его изменения. Человек дышал ровно, но вдруг ритм сбился, задержался, участился. Пошли вздохи. Что-то напрягло? Задело? Расстроило? Или он хотел рассмеяться?

А вот ритм замедлился, выровнялся, углубился (грудь и живот колышутся реже, но увеличиваются на вдохе больше) — человек успокаивается? Или успокаивает себя? А если при этом нервно перебирает четки? А если при ровном мерном дыхании колебаний живота и груди почти незаметно? Может быть, клиент входит в транс?

А мы это планировали? Если нет, что мы будем делать? (Об этом позже.)

Мы наблюдаем и изменение положения тела в пространстве. Человек подался вперед или откинулся? Развернулся к нам или отвернул голову, как бы рассматривая интерьер? Начал жестикулировать (и как – у лица, у груди, на уровне живота, одной рукой или обеими, от плеча, от локтя, от кисти... или просто дрогнули пальцы) или прекратил? Резко или плавно? Встал или сел? Или растекся на стуле? Подобрался? Поджал ноги? Вытянул? Расставил? Скрестил?

НАМ ВАЖНЫ - ИЗМЕНЕНИЯ.

Не будем уподобляться тем, кто твердо знает, что сложенные на груди руки означают сексуальную травму, а красное лицо - шлаки в организме.

 

ГОЛОС:

Какие изменения мы можем услышать в голосе собеседника? Основных характеристик четыре: скорость, громкость, тембр и интонирование. Человек заговорил быстрее или замедлил темп речи? Стал говорить сбивчиво?

Вообще замолчал? Нас интересует не молчание, а то, в каком месте оно вдруг возникло. А если человек только и делает, что молчит, то о чем и - главное -ПОЧЕМУ он все-таки стал разговаривать?

Громче или тише, выше или ниже голос? Может быть, усилилась амплитуда и частота, изменилась высота и громкость речи? Как сильно? Где, на какой теме обнаружилось богатство интонационного рисунка, усилилась выразительность речи? А в какой момент голос стал однотонный, глухой?

Понятно, что здесь нужен особый навык наблюдательности — вам придется тренировать не столько внимание к видимым проявлениям, сколько чувствительность к изменению - звука. Сложность здесь заключается в том, что обычно мы не слушаем специально, КАК именно говорит собеседник. Мы слушаем — содержание его речи. Слова. А здесь вам нужно, не упуская смысла слов, специально концентрироваться на своей собственной реакции на звучание. Вот вам что-то резануло слух. Что? Вот вас потянуло в сон. Почему? Вот что-то откликнулось в душе. Ага! А как это было сказано?

И здесь уже можно говорить о собственной чувствительности на уровне ощущений, как еще об одном средстве наблюдения за происходящими изменениями.

Важно отметить: все это недостаточно знать. Это нужно специально тренировать.

Опыт и квалификация - основа работы современного целителя, колдуна, шамана, консультанта.

За изменениями во внешности помогает следить такой прием: если смотреть не прямо на человека, а чуть мимо (например, мимо правого уха), то движение — то есть момент изменения — отслеживается быстрее и четче. Это связано с особенностью бокового зрения. Оно плохо различает цвета и контуры, но гораздо чутче реагирует на движущийся объект.

Если летним днем сидеть на лугу и смотреть расфокусированным взглядом в траву, в ней неожиданно обнаруживается богатая и весьма переменчивая жизнь. Жуки и кузнечики, колыхание травинок, трепет лепестков - все это вдруг становится заметно.

На всякий случай: мы не можем заметить все. Сознание человека воспринимает и обрабатывает одновременно семь плюс-минус две единицы информации. А ведь мы еще и слушаем, что говорит клиент. Конечно, сознательно отследить все не удастся. Но - тренируясь в осознанном внимании к одному, другому, третьему нюансу поведения, вы приучаете себя делать это уже неосознанно, автоматически. Точно так же как сейчас не задумываетесь как попасть ложкой в рот.

Это называется по-разному: интериоризация, актуализация бессознательных ресурсов, неосознанная компетентность, но суть одна: знание становится навыком. И начинает работать.

 

«ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ»

Одним из наиболее любимых упражнений авторов, которое они предлагают на тренинговых семинарах по НЛП, гипнозу и разоблачению магии, является упражнение на отслеживание мелких изменений на уровне ощущений (кинестетики). В традиции эстрадного гипноза оно называется «Чтением мыслей» и демонстрирует обычно сверхспособности гипнотизера.

На наших семинарах его делают все, как само собой.

Вы можете поиграть в это у кого-нибудь на празднике или у себя в магическом офисе. Итак, в парах.

У одного человека левая рука обнажена до локтя, и на ней ничего не должно быть. Он закрывает глаза. Его задача найти (с закрытыми глазами) загаданное место.

Второй, с открытыми глазами, мысленно выбирает одно конкретное место, но не показывает его партнеру. Затем он кладет свою руку на левую руку партнера и держит загаданное место в поле зрения (или отчетливо представляет себе это место, если оно не в поле зрения). «Рядом с дверью или рядом с окном. Может быть около этого стула или у двери». Его задача просто об этом месте думать, мысленно представлять или смотреть на него.

Первый, ориентируясь на мелкие, непроизвольные движения руки партнера начинает как-то двигаться в пространстве.

Второй следует за ним, следя, чтобы его рука постоянно расслабленно (!) лежала на руке партнера.

И очень скоро, вы (если вы — первый) обратите внимание, что эти непроизвольные движения руки второго двигают вас в пространстве. Как только вы начнете думать «куда это я?» — все рушится. Как только вы снова обращаете внимание исключительно на эти тонкие движения руки, появляется ощущение, что вас прямо ведут, хотя на самом деле рука партнера просто лежит на вашей.

Ну, слегка подрагивает. Непроизвольно.

Какое-то время вы идете, идете, куда вас прямо ведут. Потом вы начинаете чувствовать, что что-то не так. Здесь три варианта: Или вы начали думать - срочно перестаньте, или начал думать ваш партнер -пусть он срочно перестанет думать —

Text Box:
ему можно думать только об этом месте, которое вы ищете -

или вы уже пришли, поскольку в этот момент он вас уже никуда не ведет. Тогда вы его спросите «Здесь?» Если он ответит, что нет — вы продолжаете двигаться дальше.

Основная задача - не только найти это место. А еще и испытать опыт смены состояний. Почувствовать, что можно не просто растекаться в трансе, а можно что-то активно делать в этом состоянии, и в то же время поддерживать транс. Если вы один раз проделаете этот эксперимент, тело будет уже иметь этот опыт, повторить будет значительно проще.

И через двадцать лет, однажды наученный, вы, садясь на велосипед, все равно на нем поедете. Зайдя в воду, вы все равно поплывете.

Аналогично можно искать вещи в комнате и на теле человека, буквы в рассыпанном алфавите, чтобы составить слово-ответ или загаданную карту в разложенной на столе колоде. Еще легче у всех получается пользоваться маятником, монеткой, рамкой, лозой (после некоторых тренировок). Просто возьмите в одну руку маятник, а на другую положите руку клиента. Но об этом чуть дальше...

Уточним еще раз - все это гарантированно работает только в том случае, когда установлен контакт с клиентом - у вас физиологическое соответствие.

 

 

проницательность в действии

Что ж, теперь, когда вы уже в хорошем контакте со своим клиентом и умеете замечать мелкие изменения его поведения

еще раз подчеркнем - мелкие, а не крупные-показные,

можно приступать к шаманству Можно уже пробовать себя в роли экстрасенса, ищущего пропавшие вещи.

Пример из жизни авторов:

Одна наша знакомая потеряла в квартире зарядник к сотовому телефону. Три дня ходит, ругается, все перерыла - найти не может. Светлана Сергеевна подошла к ней, с уверенным видом заявила, что знает, где он. Девушка знала гостей, потому сильно не удивилась, хотя потеряла его еще до нашего приезда. Светлана с уверенным видом пошла по квартире, а краем глаза за ней наблюдала. В какой-то момент «поняла», что надо идти в спальню. Там уже взяла ее за руку одной рукой, а другой начала водить по комнате с таким же уверенным видом и серьезным выражением лица. «Твой зарядник лежит...» В какой-то момент Светлана остановила свой палец, который показывал на ящик - там и нашли. На вопрос: «Как ты узнала?» ответила : «Ее рука «ответила». Читатель увидел здесь моменты наблюдения?

Поиск по фотографии - фокус из той же серии. Это, как правило, сочетание с одной стороны шаблона неопределенности, а с другой -внимательного наблюдения за клиентом. Правильнее даже сказать, хорошего контакта со своим бессознательным.

А еще точнее - хорошего контакта нашего бессознательного с бессознательным клиента.

Потому что свое бессознательное (если мы его называем бессознательным) постоянно что-то считывает с человека, который находится перед вами. Постоянно там появляется какая-то информация. Информация, которую и сам наблюдаемый человек чаще всего не осознает. Ее обычно сложно увидеть сознательно, поэтому и приходится у своего бессознательного просить помощи.

Но в любом случае это все дело тренировки, «достигается упражнением».

Когда мы говорим про бессознательное, про какие-то глубинные внутренние структуры - это же тоже мистика. Это один из способов на эту тему потрепаться. Как вы это у себя ни назовете... - главное чтобы оно у вас работало. Какие вы потом сами себе придумаете объяснения, как вы уже понимаете, - неважно. Все эти сложные слова: бессознательное, сущность, глубинное «Я», энергетическое поле, ноосфера -просто слова, придуманные лишь для того, чтобы создать у себя навык. А потом вы его объясняйте как хотите и кому хотите — можете через прану или космос объяснить.

Внимательно наблюдать очень важно. И с опытом, или после определенного обучения эта «наблюдательность» переходит из сознательного действия в область бессознательного, интуитивного.

Однако здесь есть тонкость. Нужно, чтобы «колдун» был готов услышать любой интуитивный ответ на свой вопрос. Если же он чего-то ждет, какой-то конкретный ответ, или в какой-то не верит — начинаются «помехи».

Почему правильный ответ «не знаю»? Если жить в состоянии «не знаю» - любой ответ можно заметить. А если ты уже что-то «знаешь», тогда остальное теряется.

У нас есть один знакомый - Саша Лебедев, который находит людей в комнате. С ним экспериментировали едва ли не как с собакой Павлова. Он находит людей в темноте, находит с завязанными глазами, находит завязанными глазами и в темноте. Ему полностью заматывали всю голову шарфами - находит людей. Он начинает бродить, вставать напротив человека, несколько секунд думает и говорит имя. Идет к следующему и говорит имя. Обманывали - как только он подходит к человеку, к нему подходит другой. Он называет имя первого, несколько секунд думает, «а за ним еще женщина стоит». Сколько его не пытали, как он это делает, - он сам не знает.

Читатель, если захочет, может попытаться повторить этот опыт.

* * *

Если посмотреть на часы, с момента прихода вашего первого клиента прошло минут 15-20, вы уже установили хороший контакт, открытые доверительные отношения, определили его основные жизненные позиции. Но главное - он вам доверяет, он готов с вами сотрудничать и хочет что-то менять в своей жизни. И это здорово, вас можно поздравить, потому что самую важную, самую главную и самую ответственную часть работы мага вы уже проделали - в вас верят.

Способ тоже оказывается очевидным: нужно продолжать делать все то, что приближает к результату — и быстро изменять те нюансы своего поведения и речи, которые вызывают ненужные вам изменения.

Все это просто при главном условии - вы замечаете то, что происходит. А для этого нужно привыкнуть главным событием мгновения считать не течение собственных мыслей, а изменения в окружающем мире. Мелкие. А желательно - и еще более мелкие.

Мелкие изменения предшествуют крупным. Неосознаваемые - осознаваемым. Если вы уже успели заметить и понять, что происходит до того, как это заметил и понял человек рядом с вами, то «магия» ваша заметно усиливается.

«Откуда знал? Шаман!!!»

Заметив, что еще только начинает происходить, вы имеете выбор: сделать вывод, что вы это и вызвали (предсказали), или - предотвратить, сменить контекст, уйти в сторону.

Здесь важно помнить, что вас должны интересовать именно изменения. Не то, что есть, а что изменилось и в какой момент. Что вы при этом говорили? Что он при этом говорил или делал? Большая ошибка заключается в том, чтобы приписывать какое-либо стандартное объяснение неизменным признакам. Если у человека красное лицо, это может свидетельствовать и о легком подпитии, и о повышенном давлении, и о том, что он долго был на солнце, не обязательно об эмоциональном фоне. Хотя может — и об этом. «Зажатая» поза может говорить и о напряжении, но и о том, что человек хочет в туалет или ему холодно.

А может, он всегда так сидит.

Нас не интересуют признаки, которые присутствуют постоянно или большую часть времени. Они много чего могут сказать о человеке в целом, но практически ничего - о его сиюминутной реакции на то, что происходит здесь и сейчас, на ваше воздействие.

А мы интересуемся именно этим.

Вам важны именно моменты перехода из одного состояния - в другое. Не краснота, а момент начала покраснения (или накатывающей бледности), не качания ногой, а момент начала этого покачивания, не хриплый голос, а слово, на котором он охрип, не постоянные паузы, а та из них, которая явно больше остальных, не само кивание, а момент его начала или прекращения, не сама поза, а ее изменение: не как сидит, а то, что пересел.

Исходя из этих наблюдений вы можете скорректировать свое воздействие: усилить то, что работает, прервать то, что мешает, поискать новое.

Сопоставление замеченного изменения и знания о вызвавшем его стимуле (что именно вы в этот момент сделали) и делает работу мага и волшебника наиболее убедительной. Без наблюдения, без опоры на сиюминутную обратную связь - волшебства не получится.

ВНИМАНИЕ К ИЗМЕНЕНИЯМ

В ДРУГОМ И В СЕБЕ

СОСТАВЛЯЮТ ДЕВЯТЬ ДЕСЯТЫХ

ЯСНОВИДЕНИЯ

И ПРОЧЕГО КОНТАКТА

С КОСМОСОМ.

Каждое внутреннее состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении. Этому состоянию свойственны определенная мимика и жестикуляция (экстравербальные признаки), тон голоса и темп речи (паравербальные признаки). Необходимо замечать и запоминать невербальные проявления разных состояний человека, над которым вы «колдуете».

 

КОНГРУЭНТНОСТЬ: А НЕ ВРЕТ ЛИ ОН?

Очень важна соотнесенность, созвучность невербальной информации от клиента с той, которую он выражает осознанно — это информация о конгруэнтности. Конгруэнтностью мы по традиции называем соответствие разных внешних проявлений между собой: того, что человек говорит, и того, как он говорит: слов, тона его голоса, мимики и жестов.

Несогласованность, несоответствие поведения и слов клиента (неконгруэнтность) уже само по себе - сигнал о необходимости повышенного внимания.

Итак, на что обращаем внимание:

нас интересует лицо (верхняя, средняя и нижняя треть), плечевой пояс, грудь и живот (информация о дыхании), положение тела и его движение, характеристики голоса, употребляемая лексика, конгруэнтность (об этом уже шла речь).

 

ЛИЦО:

В верхней трети лица нас интересуют лоб, брови и переносица. Именно эта часть лица наиболее быстро отражает эмоции. Но и напряжения-морщинки на лбу и переносице, особенно сиюминутные, собранные и тут же распущенные могут прямо говорить об эмоциональном отклике.

Наиболее честной, несыгранной реакцией считается именно такая, промелькнувшая. Особенно это относится к удивлению. Брови, взвившиеся в удивлении и застрявшие там, в вышине - обычно свидетельствуют о неискренности. А вот дрогнувшие вверх-вниз - обычно об удивлении настоящем.

В средней трети лица мы наблюдаем глаза и нос. Точнее, крылышки носа и его кончик. Крылышки могут раздуваться и опадать. Кончик может подрагивать, подаваться вверх (задрал нос) и опускаться вниз (нос повесил).

Интереснее с глазами. Точнее с тем, что вокруг них - мелкие реакции мышц вокруг глаз и век (которые, собственно и придают глазам то или иное выражение). То, как закладываются и пропадают морщинки у глаз, как человек щурится или широко открывает глаза, с какой частотой моргает и как все это изменяется — тоже богатая информация о чувствах сидящего-

стоящего, висящего, танцующего

 -перед вами человека.

Обычно человек моргает равномерно. Тут моргнул дважды - что вы при этом сказали?

Может быть это случайность - проверьте. Уведите тему разговора в другую сторону и пробросьте ту же мысль в другом контексте и наблюдайте. Если реакции нет - это было случайностью. А если есть (дыхание вдруг чуть сбилось) - вот оно! Эврика! Вы нашли что искали.

В нижней части лица нам интересен не столько рот (губы), потому что именно этой областью люди владеют обычно неплохо и могут изобразить губы какие угодно, сколько соотношение сиюминутного выражения этих губ с другими показателями настроения.

Конгруэнтность. Помните?

Но особенно важны напряжения мышц челюсти. Вот зубы сжались — четче очерчена линия подбородка, резче легли тени, заиграли желваки. А вот мышцы челюсти расслабились, низ лица слегка расплылся, стал мягче.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться