Гагин Т. В., Бородина С.С. «РАЗОБЛАЧЕНИЕ МАГИИ, или Настольная книга шарлатана»При взгляде с большой высоты между ними и разницы-то нет. И выбора нет, поскольку нужно ни то, ни другое, а что-то третье, соединяющее. Говорят, это самая большая ложь, что для получения чего-то надо от чего-то отказываться. Не надо ничего выбирать. Надо добавлять. Надо соединять. В этом что-то есть? Если вас пытаются втянуть в разговор или спор с ситуацией «или» — ищите ответ с «и». Выбираете между Васей и Петей? У одного нравятся одни качества, у другого другие? Ищите третьего, у которого будет и то и другое. И то же советуйте своим волшебным клиентам.
съезд с темы Кто не работает, тот - на съезд! Шутка советских времен Иногда приходится спорить, возражать и оправдываться. А что делать? Наконец, вам может просто не понравиться тема: беседа плавно течет не туда. Не туда, куда надо вам. Есть несколько любопытных приемов, суть которых всякий раз - в съезде с темы. А съехав с этой темы, можно мягко проскользнуть на другую тему а потом на третью, четвертую. Что это вам дает? Контроль за течением разговора. Как минимум, это способ уходить от атаки, а как максимум, возможность изящно переводить разговор на другое. Кроме магов, приемами съезда с темы активно пользуются продавцы и вообще работники сферы обслуживания. Все предыдущие примеры и приемы нужны были для внушения, для формирования атмосферы согласия, для того чтобы что-то изменить в мировоззрении слушающего. Эти же — тактические маневры. Они дают гибкость и мобильность. С ними удобно.
шаг вправо, шаг влево... Вить не нужно. А не вникнут - разъяснять! В.С.Высоцкий Возможности «съехать» в общем три. Можно говорить о большем, о меньшем и о другом. О большем Он вам о малом - вы ему о большом. Он мне о пиджаке - я ему о моде. О меньшем Он вам о большом — вы ему о малом. Он мне о пиджаке - я ему о пуговицах. О другом Он тебе про Фому, а ты ему про Ерему. Он мне о пиджаке - я ему о марсианах. Для каждой из этих трех основных возможностей есть несколько удобных формочек.
О большем Раздувание Суть хорошо отражает фраза: «Все фигня по сравнению с мировой революцией». Ты чего опоздал? - Все рано или поздно опаздывают. Хорошо, что мы еще можем опаздывать. В гости к Богу не бывает опозданий. Все там будем. (И вы уже о бренности всего сущего). Какая омерзительная кофточка. - В этом мире много несовершенства... (И вы уже обсуждаете мир и его устройство). Где ты нашел такую отвратительную девицу? - Разные бывают девушки. Генофонд человечества невообразимо разнообразен. (И вы уже о человечестве). Ну и кого ты себе завела? - Какая жизнь... (И речь уже о жизни). Вы просто находите что-то большее. Почему вы едете на красный свет? - Правила дорожного движения... Как ты терпишь такие слова? - Человеческие отношения важнее частных сложностей... Что за дрянь ты приготовила? - На вкус и цвет...
Мода И опять вы не говорите о фактах, вы говорите о чужих примерах и вообще других людях. Почему ты так бубном машешь? - В Сибири все так... Ты карты неправильно держишь - А вот в древнем Египте... Что за прическа? - У жены Герберта фон Караяна такая же. Где ты нашел это убожество? - Фредди Меркюри в таком ходил. Какая идиотская мысль! - Это Аристотель. Заметьте, все это никак не влияет на саму прическу или мысль. Но, позволяет аргументировать. То есть говорить. Мы уже не обсуждаем прическу - обсуждаем жену дирижера. С Аристотелем спорить будем? Л вдруг? В любой момент можно сбиться на будущее - на последствия. И пусть вы не знаете тех, которые еще только будут, вы можете нарисовать картинку и пострашнее. Или попривлекательней - зависит от того, что вы хотите. Собеседник тоже не знает будущего, так что пугать можно смело. Познакомились, влюбились, сидят на лавочке. «А давай поженимся, будем жить счастливо, любить друг друга, у нас родится мальчик... и его заберут в армию. Не хочу замуж». Какая у тебя странная прическа. - Тебе моя прическа кажется странной? А ты подумал, как я могу отнестись к твоему вопросу? Ты уверен, что он мне понравится? Ты хочешь поругаться? С другой стороны, лотереи, индульгенции и другие непроверяемые почти мошенничества преуспевают именно потому, что расписанные организаторами молочные реки и кисельные берега — тоже могут быть. А вдруг? Вдруг война, а я уставший? Или, что гораздо страшнее, «а вдруг выигрыш достанется соседу»? © «Хотел как лучше» Ты опоздал! - Искал тебе цветы. Хотел как лучше. Когда мы говорим про намерения, многие люди почему-то считают это разговором по-существу Помните, кстати, что вам не важно, какие были намерения на самом деле (и были ли эти намерения вообще), вам важно о нужном намерении сейчас сказать. Что за страшные бусы ты мне купил? - Я надеялся, что они подойдут к твоей блузке, очень старался. После вашего сеанса у меня температура поднялась. - Я хотел произвести как можно больше изменений, чтобы сэкономить ваше время и деньги. Вы сделали мне больно. - Я хотел соединить ваше Чхэ с великим Бхэ. «А хорошо ли?..» Пусть нам часто нечего сказать по существу, зато порассуждать на моральные темы нам никто не запрещает. Мораль всегда «при чем» и способна запутать даже простейшие, казалось бы, вещи. Нужно только держать наготове вопросы: «А хорошо ли это?», «А что важнее?» Тебе что важнее, что бусы не подходят или что я хотел сделать тебе подарок? Тебе что важнее, чтоб тебе моя прическа нравилась или чтоб у меня хорошее настроение было и я тебя любила всей душой? А хорошо ли с вашей стороны принимать решения, не разобравшись в ситуации? Песнь о «хорошем», «важном», «правильном» и «благородном» надежно уводят разговор в сторону. А вот не ловиться на такие песни в рамках нашей культуры могут лишь люди профессионально-циничные или обладающие естественным иммунитетом.
О МЕНЬШЕМ Принюхайтесь - ничем не пахнет? - А чем должно пахнуть? - Дерьмом. У вас же голова в заднице. Приписывают Френку Фарелли
Обращение к деталям Весьма удобным способом вы можете отвязаться от неудобной темы с помощью обращения к деталям и мелочам. Какой у тебя омерзительный автомобиль. - А мне очень его фары нравятся. И где тебя носит? - Последние пять минут выбирался из метро. Что вы мне грубите? - Слово «извините» вам чем-то не понравилось? Он не совсем дурак, у него губа не дура. Ну и великое: «Кто шил этот костюм? - Я пуговицы пришивал. К пуговицам претензии есть?» Можете начать обсуждать частности и в них, в этих частностях вполне согласиться с собеседником: вы уже ушли от неудобной темы. Вы мне напророчили беременность - и где она? - Опишите, пожалуйста, сейчас свое самочувствие. Какие ощущения...
«Но что конкретно?» Чтобы этот способ не выродился в банальное издевательство, нужно всем своим видом выражать искренний интерес. Тогда ваши вопросы покажутся «поиском понимания», а собеседнику будет неловко их игнорировать. Какая ужасная машина! - Что именно вам в ней не нравится? (с ИСКРЕННИМ интересом!!!) - Шины. - Что именно в шинах вам не нравится? Важно, чтобы наблюдался честный исследовательский интерес. Тогда и собеседник станет вдаваться в детали и подробности. И так до тех пор, пока вы не окажетесь подальше от первоначальной темы. Или пока не перейдете к другому способу ухода. Протектор не тот? А что сейчас делают качественно? Рынок поддерживает ширпотреб, вы же понимаете? Даже «Мерседесы» уже сильно уступают «Митсубиси» и «Рено». Если вы даже чуть-чуть прервете контакт, человек может воспринять это как наезд. Здесь очень важно поддержание контакта. Картошку пережарила? А где именно? С какого момента она начинает быть пережаренной? Это по цвету ты определяешь или как? По корочке? По вот этим трем корочкам? Тебе мама в детстве жарила по-другому? Ах, детство... Это должно быть очень похоже на желание разобраться. «Факты говорят о другом...» Когда вы слышите некое обобщение: «да они все», «вы всегда», «каждый раз одно и то же», понимайте, что человек на основании одного или нескольких каких-то конкретных эпизодов сделал выводы. Все! Все вуситы бурики. Вы можете, как в предыдущем варианте, разбираться, откуда он это взял, как он это определил. Но это долго. Можно проще. Раз он на основании одного-двух фактов сделал глобальный вывод, то и вы можете позволить себе то же самое. Все мужчины сволочи. - А вот Олег вполне симпатичный, и вообще все мужчины симпатичные. Ты вечно опаздываешь. - Я вчера пришел вовремя, и вообще я пунктуальный. Вечно ты со всеми ссоришься. - А с Серафимой Ездандуктовной у меня замечательные отношения: я очень уживчивый человек. Вы находите в этой же теме другой - противоположный - пример и на глазах у собеседника нагло делаете вывод. Не менее нагло, чем он сделал свой. Трудно с этим выводом спорить, ведь он только что сделал то же самое. «Вашим же салом вам и по мусалам». Ты вечно скверно одеваешься. - А Тане понравилось. Людям вообще нравится как я одеваюсь. Один пример и большой вывод. Аргументация и развернутые иллюстрации здесь неуместны. Один произвольный факт. И убедительный тон. «Сам дурак» Банальное «сам дурак», конечно же, не работает. Тут надо тоньше. Важно показать человеку, что он сам только что сделал то же самое, за что имеет к вам претензии. Именно показать, а не просто «вернуть плюху». Вы вечно опаздываете. - А не поздновато ли вы мне об этом говорите? Какое хамство с вашей стороны приходить в таком виде. - Так и вы высказываетесь в том же виде. Какая страшная цена! - Вы меня пугаете такими заявлениями. Идея заключается в том, чтобы ту же самую оценку вернуть к самому факту наезда на вас. Так с чем теперь спорить? Он только что сам это сделал, а теперь вы расцениваете это именно так, как он только что оценил вас. Причем вы оцениваете не его лично, а только его действие, его поступок: важно сохранять зацепки для контакта. Вы возвращаете наезд на наезд в тех же самых выражениях. В этом суть. Не на человека, а на наезд. «Сам такой! Вот готовый пример - не отопрешься». Важно что наезжают-то на вас, но вы возвращаете - на поступок. Совершенно безграмотно вы здесь установили кондиционеры. - Быть может, не слишком грамотно именно здесь и прямо сейчас обсуждать этот вопрос. Есть очень важная вещь: все это относится только к тем случаям, когда на вас нападают прямо или косвенно. Если вам просто задают вопрос, на который можно отвечать - отвечайте. Шаблон неопределенности в вашем распоряжении.
О ДРУГОМ Это самый наглый и самый эффективный способ. Зачем выкручиваться внутри темы, если можно просто ее сменить сразу. В конце концов, вам лучше знать, о чем вы хотите разговаривать, а о чем нет. Не так ли?
Выбирай название Пусть слова ничего не значат — к их выбору отнеситесь внимательно. Что вы можете сказать о своей трусости? - О своей осторожности я могу сказать... Что вы можете сказать о своей наглости? - О своей настойчивости в достижении цели и преданности делу фирмы... Как вы назовете свое опоздание? - Свою вынужденную задержку... Наше твердокаменное упрямство... - Моя склонность внимательно обдумывать с ми действия... Но не политическая близорукость, а морально-нравственная чистота. Постоянно опаздываете. - Умело распоряжаюсь своим временем. Выбирайте название, которое будет вам по душе. Ведь именно оно конечном итоге позволит выбрать тему для обсуждения. Как вы яхту назовете, так она и поплывет.
Аллегорически, в духе творческой недосказанности Если у вас репутация человека непростого, мудрого и слегка не от мира сего, смело пользуйтесь этим приемом. Какой же вы лопух! - Вот если бы лопух был только лопухом и не был бы репейником, тогда бы в экосистеме нашей планеты давно бы уже не было лопуха. Туп как осел. - Знаете какое дело... Если бы Буриданов осел в свое время догадался бы, что он может съесть и правый и левый стожок, то этой басни просто бы не было. Понятно, что вы уже говорите о другом. Важно, чтобы слушатель искал связь и, глядя на вас, думал, что вам эта связь очевидна. Надо, чтобы он пытался вас — понять. Вы должны восприниматься как человек, который может так рассуждать.
Про Ерему (не про Фому)
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Все Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |