Оглядываться полезно, а позволять прошлому определять твое настоящее и будущее - достаточно досадно. Досадно еще и потому, что никто из нас на самом деле прошлого не знает. Ведь у человека не так мною собственно памяти. Остальное - реконструкция того, как могло бы быть. Каждый раз, когда вы вспоминаете - вы вспоминаете по-новому тому. Само событие вы вспоминаете первый раз. Потом вы вспоминаете прошлое воспоминание. Это еще при хорошем раскладе. Ведь каждый раз вы вспоминаете с некоторыми потерями, искажениями и просто выдумками. Если вы вспомнили нечто 15 раз, там уже от оригинала мало что осталось.
Вы наверняка сталкивались с такой ситуацией: ваши знакомые считают, что они помнят какие-то события своего детства. Однако их родители помнят это совершенно иначе. Или наоборот, когда-то родители рассказывали случай из детства своих детей. Например, по случаю 20-го дня рождения. Сын или дочь выслушали рассказ, хорошо все себе представили, сами что-то вспомнили и - готово -это уже их собственное воспоминание. Люди не помнят свой опыт. Люди помнят те выводы, которые они из него сделали. И на основе этих выводов воображают и сам опыт.
Но прошлое имеет огромное значение - из прошлого можно извлечь уроки.
Это не то же самое, что говорить или думать: «Раз уж у меня такое прошлое -я с неизбежностью могу быть только таким и никаким больше».
Уроки извлечь полезно, можно и нужно, но это вовсе не значит, что вы обязаны быть сейчас только таким всего лишь потому, что именно так представляете себе свое прошлое.
ирония
Ирония - один из самых прямых косвенных приемов. Вы впрямую говорите что хотите, но при этом интонацией делаете вид, будто имеете ввиду обратное.
Работает принцип Жмеринки: «Ты говоришь, что едешь в Жмеринку, чтобы я подумал, что ты едешь не в Жмеринку - значит, ты едешь в Жмеринку». Сознательное полагает, что «это все шутки», но образ-то, образ! Он-то возник, а это и надо было.
Важно удерживать контакт, не переострить. Пусть интонация будет доброжелательной, а насмешка звучит скорее над своими словами, чем над собеседником.
«Ну конечно, вот именно мыть полы ты и собирался! Тут вся прогрессивная общественность взбудоражена таким сенсационным сообщением. Утешь меня, скажи, что сплетни о твоем героическом решении мыть полы - работа вражеских голосов!»
И - в сторону: «А как там наши сыграли?»
намек
Вот тут все наоборот. В намеке вы даже слов соответствующих не произносите. Вам нужно вызвать ассоциативный ряд.
Осторожно, не споткнитесь о ведро. Повозите ногой по полу, отскребая следы вчерашней вечеринки. Станцуйте стриптиз вокруг швабры...
Внушением здесь будет именно то, что собеседник домыслит. Сила такого, домысленного, образа в том, что он даже косвенно не связан с вашими словами. Концов не найти!
Конечно, мужчины любят женщин и за красоту, и за тонкость, и за нежность, и за то, что они вообще другого пола, но больше всего мужчины ценят в женщинах... высокий интеллект и способность к логическому рассуждению.
Сказали и ушли. Чем лучше контакт, тем проще.
Впрочем, всегда остается вероятность, что собеседник домыслит совсем не то, что вы ожидали. Будьте готовы к неожиданностям.
«Ми-илый, посмотри сюда! (приподымая юбку над коленкой)». - «Точно, сегодня же бильярд вечером!»
как бы отрицание
В самом простом варианте - если вас попросят представить не красный цвет, что представите?
Или классика: Не думайте, пожалуйста, о желтой хромой обезьяне. И особенно не думайте о ее красном кожаном сандалике на правой задней лапе. И уж конечно, не обращайте внимание на красивую блестящую пряжку этого сандалика, который на правой задней лапе желтой обезьяны, о которой я и просил вас не думать.
Вам не нужно расслабляться, вам не обязательно меня слушать. Вы можете не делать ничего специально, для того чтобы помочь мне работать. И вам не обязательно напоминать себе о том, что только тренировка и упражнения позволяют достичь результата.
Идея как бы отрицания все в том же. Чтобы понять, что не надо делать, человеку нужно это, «что не надо», хорошо себе представить. И если он затем откажется, все отлично: ведь формально от него ничего и не требовалось.
Либо клиент вас послушается - то есть не сделает этого, либо он вопреки вам сделает, что вы от него хотели.
Не вспоминайте близких, дорогих вам людей. Не думайте о том, что хорошего, доброго вы могли бы для них сделать. Когда в последний раз вы говорили им о том, что они вам дороги? Не думайте об этом. О том, как вам будет хорошо и радостно, когда вы вновь окажетесь вместе.
Как бы отрицания очень хороши для тех случаев, когда собеседник настроен как-то покочевряжиться, посопротивляться.
Давайте обратим внимание на то, что как бы отрицания не всегда обеспечиваются простым отрицанием — «не» или «без». Принцип основан на другом.
Вспомните, мы говорили, что бессознательное оперирует образами, данными в опыте. В человеческом опыте такого опыта, как «не красный цвет» обычно нет. Бессознательное начинает поиск по ассоциации и находит ближайшее: красный цвет. Но, если сказать - «синий цвет», то человек представит себе синий, а не красный.
Хотя «синий» - это тоже «не красный», но для таких слов у бессознательного есть готовая ассоциация, поиск других не ведется. И если сказать - «представьте себе не красный, а синий», то человек спокойно представит себе синий. Хотя красный и мелькнет.
Дело вообще не в отрицаниях. Если мы скажем, что «Дима недолюбливает Васю» - какое бессознательное решит, что Дима Васю «долюбливает»? Пусть здесь есть формальное отрицание, но в опыте-то -в опыте есть отдельный образ для «недолюбливать». Это особое отношение, от любви явно отличное.
Мы взялись разъяснять эти, вроде бы очевидные вещи потому, что уж очень много коллег необдуманно повторяют «Бессознательное не понимает слова «нет» и частицы «не»». Суть не в частицах.
Бессознательное (которого никто не видел) вообще слов не понимает. Ни с частицами, ни без. Бессознательное понимает образы. Есть для высказывания отдельный образ - он и сыграет. Нет такого - бессознательное начнет поиск по ассоциации.
Вот представьте себе «фитуление зуавского коава»! А ведь никаких отрицаний.
Бессознательное не понимает того, что начисто отсутствует в его опыте. Остальное оно либо понимает прямо, либо пытается вообразить за счет ближайших по сходству эпизодов опыта. (Так русскоговорящий человек пытается разобрать надпись по-польски, к примеру, в надежде догадаться на основании того, что «похоже». Иногда получаются совсем забавные вещи.)
Кстати, чего не понимает наше бессознательное, того мы как раз и не понимаем, что бы мы себе ни говорили. «Знание, не пережитое в опыте - просто слухи» - это как раз об этом.
Итак, «бессознательное не понимает отрицаний» - это неверно. Если для отрицания у бессознательного есть отдельный опыт, оно прекрасно все понимает. О чем свидетельствует многолетний гипнотизерский опыт самих авторов и тех, кто у авторов научился и теперь работает.
И «недоумка» понимает бессознательное, и «некачественный», и «безобразие», и «антирекламу», и — даже - что такое «бессознательное». «Он меня не любит» — для многих людей это будет отдельное чувство, не связанное с любовью. «Бестолковый» для большинства людей не значит «толковый». «Бессонница» совершенно определенное состояние. И это не от «спать». Это знакомое состояние бессонницы.
Сложнее со словами вроде «безопасности». Для одних людей - это напоминание об опасности. Для других - отдельное комфортное и расслабленное состояние. Для одних «не напрягайся» - прямой призыв растянуться на солнышке и подремать, а для других — напрячься. Что будут означать такие слова для каждого конкретного клиента - вы увидите по их реакции. И поправитесь на ходу, если придется: «не напрягайся, а расслабься».
Слова с отрицаниями не гарантируют того, что внушение будет воспринято бессознательным наоборот, то есть в положительном смысле. Однако, это возможно. Если у вашего собеседника отсутствует внутренний опыт для выражения с «не», тогда ближайшим по ассоциации будет обратное - позитивное.
«Не стоит так скрупулезно подсчитывать расходы на это мероприятие».
«Не пытайся заглянуть на следующую страницу».
«Не стоит искать эту книгу под столом».
Какие образы сформировались у вас. Читатель?
Бессознательное не понимает то, чего нет в его опыте (в вашем опыте). Поэтому если вы безо всякого отрицания говорите: «Пожалуйста, сгенерируйте сейчас амнезию», а человек в первый раз слышит это слово, результат несколько непредсказуем. Или: «Войдите, пожалуйста, в транс». А клиент не знает, о чем это вы... Люди как-то очень по-разному реагируют.
Любопытно поиграть с отрицаниями отрицаний. Сравните:
«Я ожидаю от вас, что вы будете нечестными». –
«Я не ожидаю от вас, что вы будете честными».
В первом случае это про нечестность, а во втором это про честность.
«Не будете ли вы так нелюбезны не согласиться не познакомиться со мной?»
Бессознательное в каком-то смысле честнее сознания. Или прямолинейнее. Сознание часто делает вид, что оно все понимает. Когда говорят про «взаимодействие торсионных полей», которое «осуществляется на основании парадоксального резистентного принципа комплексной трансдуали», человек часто соглашается. И думает, что соглашается осмысленно. Для сознания этот текст будто бы имеет какой-то смысл. Для бессознательного - это пустота, ноль. Но очень удобная пустота для отвлечения сознания, для депотенциализации.
До здравствует сложная и непонятная терминология! А с другой стороны. Читатель, если вы с такой сталкиваетесь - время насторожиться. Особенно если по соседству не встретилось простое и глуповатое объяснение, что называется, на пальцах.
Бессознательное понимает все то, что относится к нашему собственному опыту, к нашим собственным действиям, к тому миру, в котором мы живем. И не понимает того, что в этом мире отсутствует. Недаром многие гении отличаются тем, что умеют (хотя бы и в своей собственной голове) представить сложные категории в виде простых бытовых вещей или хотя бы цветов и запахов.
Именно на этой особенности бессознательного основаны метафоры и разного рода намеки. Когда вы говорите про эдакое нечто, чего в непосредственном опыте нет, бессознательное подтаскивает свое, пережитое. Вместо ваших «сил», «энергий», «ресурсов» и прочей мистики (включая «бессознательное») человек ищет и находит конкретные «вижу-слышу-чувствую-обоняю-осязаю», которым и присваивает соответствующие понимания-объяснения.
Сидите вы рядом с клиентом, и вдохновенно рассказываете ему, как некоторые несознательные граждане верят во всякую там астрологию, торсионные поля, которые проникают в организм, в каждую клеточку и передают этим клеточкам силу и энергию...
И неважно, верит ли он в эти самые поля или подхватит ваш просветительский порыв. Лишь бы как-то по-своему выздоровление себе представил.
В наше обильное теориями время на каждый честный факт всегда найдется дюжина-другая взаимоисключающих объяснений. Не верьте объяснениям, Читатель. Верьте опыту.
«Я знаю только один честный -изм, - говаривал персонаж старого фильма, -и это ревматизм».
Ведь сколько людей упорно повторяют: «Бессознательное не понимает слова «нет»». Люди радостно это повторяют, а проверить? Проверяйте, Читатель. Это очень хорошая привычка для практика — мало ли что говорили вам раньше, мало ли что вы читаете тут — проверяйте все на своем собственном опыте! Если у вас это работает - используйте. Если не работает - выбросьте из головы. Ваш собственный опыт -есть критерий истинности для вас. Ваши результаты, ваши достижения, а не наш текст.
Бессознательное откликается на то в словах, что находит отражение в опыте.
Или на ближайшую ассоциацию.
Что это будет в каждом конкретном случае, мы зачастую не знаем. Поэтому наблюдайте реакцию, сопоставляйте с тем, что только что сказали и - при необходимости — поправляйтесь.
Один из авторов как-то оказался на семинаре по гештальт-терапии. Участники уже сдавали экзамен, сертифицировались. Суть одного из заданий: надо человека расплакать. То есть, чтобы он пустил слезу. (Разумеется, тренер сформулировала иначе, но требовалось-то именно это.) Два стула, как водится, все чин по чину. Сидит «клиент», о своей жизни рассказывает. Сидит «терапевт» - милая женщина, очень сочувственно кивает, лицо делает грустное, вздыхает тяжело, словом, создает терапевтическую атмосферу. Вот уже почти расплакала клиента, у той уже глаза мокрые, пошли хлюпанья. Ну, молодец, одним словом, хорошо работает, уже все зрители в процессе, уже все - сейчас будет... катарсис. И вот «терапевт» говорит так ласково, понимающе: «Ну, не сдерживай себя сейчас, не сдерживай». У «клиентки» обрезало все слезы сразу. «Терапевт» хотела как лучше. Она добилась эмоций, а значит -транса. Клиентка во внушаемом состоянии прямо сейчас - вот она и поймала внушение «сдерживаться». Потому что «не сдерживаться», как отдельного опыта в ее мире не было. Тут, пожалуй, было бы удачнее сказать «позволь себе».
Нужно постоянно проверять. И никто не знает, какое «НЕ» окажется прямым внушением, а какое - обратным. Сказали - и смотрите, что получается. Сказали: «Не хнычь», — смотрите. Работает? Тогда «еще больше не хнычь». «Не хнычь громче». А если хныкать перестал - непорядок, значит надо по-другому что-то делать. Гибкость! Помните? - эффективен наиболее гибкий.
Кроме подбора слов важно и то, как вы эти слова оформляете внешним поведением. Вы же помните, что большую часть информации человек получает не из слов.
«Мужчина, я вас боюсь...»
Очень интересно, какое несловесное сообщение получает от вас собеседник. Хорошо, если вы будете казаться искренним. То есть ваше вербальное сообщение совпадет с невербальным. Часто можно подсказать собеседнику, какое из возможных значений слов ему выбрать. Видом подсказать. Интонацией, жестом, кивком средней энергичности. И вот уже «бессознательное все понимает».
«Моя голова не есть мочь это понимайт». - «Голова может. Голова все может».
Со всеми этими оговорками суть «как бы отрицания», мы думаем, вам уже понятна. Вы стараетесь через отрицание вызвать нужную вам реакцию. Но - нужную, а не какую получится.
У нас как иногда успокаивают добрые люди: «Ну не напрягайся ты так. Не расстраивайся. Что же ты постоянно думаешь о своих болях, болячках. Ну, подумаешь, ну пройдет у тебя эта жуткая болезнь. И сердце давит, да? Давит, крутит, болит сильно? Да, не думай ты об этих проблемах».
Читатель, вы отследили свои внутренние образы? Поправьтесь срочно!
Помните А. М. Кашпировского? «Установка на добро!»
ЦИТИРОВАНИЕ
- Вот и моя бабушка все время говорила дедушке: «Вынеси мусор, старый хрен». А он ей в ответ: «И когда ты заткнешься, старая?»
Цитирование позволяет сказать все, что вы хотите, совершенно не скрываясь, потому что для сознательного внимания слушателя сейчас обращаетесь не вы и не к нему Это говорит «кто-то» «кому-то», а слушателю сейчас просто отвлеченную историю рассказывают.
Про «их нравы».
В таком цитировании нежелательно упоминать знакомых людей (иначе есть вероятность, что в воображении собеседника предстанут именно эти люди, и он не обратит внушение к себе). Пусть это будет о ком-то непонятно где. Тогда, чтобы понять, о чем речь, придется так или иначе подставлять свой опыт.
- Ехал как-то в поезде, а там тетка была знахарка, она и говорит: «Когда в организме накапливаются шлаки, ты начинаешь ощущать боли. Боли в районе крестца. И когда там начинает чесаться, ты понимаешь, что энергетический меридиан с праной уже выходит в космос и тогда внезапно чувствуешь резкое облегчение», - говорила мне та тетка в поезде. Редкостной жизнерадостности была, кстати сказать...
Иногда говорят, что бессознательное обладает интеллектом семилетнего ребенка. Это не значит что оно глупое. Это значит что бессознательное за один раз воспринимает только один смысл слова, только одно значение. Поэтому, если некий Вася будет внушать бессознательному Маши «склеить ласты», то очень может быть, что бессознательное Маши воспримет это именно как «берешь ласты и клеишь их». А может быть и еще какой смысл найдется.
Если великий народный целитель будет рассказывать своим клиентам про «облегчение» в плане выздоровления, то у кого-то могут появиться мысли про туалет. Бессознательное выберет только одно значение.
Сознание обычно понимает совмещения, на этом строится юмор. Наши коллеги и мы на своих семинарах много раз убеждались — бессознательное юмора не понимает. Потому что юмор - это как раз двусмысленность, а бессознательное берет один смысл, который ему кажется наиболее близким к имеющемуся опыту. А уж у кого что ближе...
В этом основная идея цитирования: вы берете другого персонажа и ему в уста вкладываете все, что хотели сказать сами. Вот так просто.
Только не смотрите сурово на собеседника, напрягаясь, чтобы он «понял». Расслабьтесь и говорите «вообще».
ПЕРЕКРЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ
|