Из клея Внутри — словцо,
И счастье. — И это — все, — писала М. Цветаева, которая вела огромную переписку — деловую, дружескую, любовную. Письма — изображения великих душ, их друзей, родных, возлюбленных — всегда привлекают потомков, служат своего рода «мостом» над пропастью вечности:
Когда писал он письма Натали
Порой осенней болдинскою дальней,
Слова любви его текли, текли
Из глубины души из самой тайной.
В них было все и пылкость, и томленье,
И жажда близости, и зов, и грусть.
Пускай сейчас за то простит нас гений,
Что знаем эти письма наизусть
Всегда так было, будет так всегда,
Тот мир души, что гением был создан,
Принадлежит всем людям, как вода,
Принадлежит, как солнце, нам, как воздух.
Уже тогда той осенью глубокой
Бесстрашно шел поэт к своей судьбе ..
Припоминая пушкинские строки,
Мы думаем о нем и о себе
Как он писал прекрасной Натали — Никто теперь не сможет и не станет Теперь другие времена пришли — Нет времени для «болдинских признаний»... Но если б только женщины смогли Сказать, как ждут тех слов, что родниками Вливались в сердце юной Натали
(Ария Элксне)
Действительно, все любят получать письма, но не любят их пи¬сать. Д. Карнеги посвятил целый раздел своей книги письмам, ко¬торым нельзя отказать. Существует набор клише, используемых военнослужащими при написании любовных писем из армии. Неко¬торые психотерапевты предлагают лечение письмами.
Так, доктор Валерий Хмелевский написал однажды одной из своих пациенток письмо, которое. . сработало. И оказалось, что его можно использовать в совершенно разных случаях: «Получив это письмо, ты, наверно, заметила, что внутри появились какие-то ощущения, неважно каким словом их можно назвать, но это совер¬шенно другие ощущения, против тех неприятных ощущений, кото¬рые ты испытываешь постоянно. Читая это письмо, постарайся произвести их еще с большей силой, потому что эти ощущения есте¬ственные, натуральные, жизненные и твои. Читая эти строки, ты можешь, ты можешь подумать, что это не имеет никакого смысла, но как бы ты ни думала, ни гадала, эти ощущения здоровые, естест¬венные, натуральные и твои, и если ты замечаешь, они периодичен ски появляются у тебя. При чтении этого письма, этих строк. Что бы тебя ни окружало, что бы вокруг ты ни видела, ни слышала, лю¬бые неприятности, эти ощущения здоровья остаются, потому что они всегда с тобой и внутри тебя. Это говорит о том, что внутри тебя много здорового, естественного, на которое последнее время не обращала внимания, а ты обрати! И сразу здоровые ощущения начнут делать хорошее, доброе дело, считай это молитвой твоего здоровья И хочешь или не хочешь, ты будешь здоровой! Думай не думай, улучшится настроение! Смотри не смотри на это письмо, ощущенье здоровья есть! Желай не желай, силы прибавляются! Ви¬дишь не видишь, здоровье внутри тебя! Слышишь не слышишь, внутри комфорт и спокойствие! Чувствуй не чувствуй, здоровья прибавляется! Ты будешь здоровой! Я внушаю тебе: ты здорова, слышишь, ты здорова!»
Интересно, что хотя здесь речь идет о здоровье, фоносемантические признаки текста достаточно «жесткие»: темный (14,25), мед¬лительный (13,36), устрашающий (10,70), зловещий (9,13), печальный (8,22). Много шипящих звукобукв: Ш (2,49), Щ (8,17), в то же время «черный» Ы и «голубой» И представлены приблизительно одинаково (3,06 и 3,97 соответственно). Можно считать этот текст амбивалентным' доведение до абсурда болезненного состояния на уровне формы и программирование здоровья на уровне содержания. Наличие общих предикатов и некоторое грамматическое рас¬согласование вызывает состояние транса. Попробуйте почитать это письмо в момент нездоровья и, может быть, Вы почувствуете облегчение?..
Письма к себе — своеобразный способ постижения собственных барьеров и осознания собственного я. В принципе, ту же функцию выполняют и дневниковые записи. Но ведение дневников — тоже довольно редкое в наше время дело (может быть, потому, что I культура становится все менее письменной и все более печатной, а I дневник предполагает интимное, с ручкой в руке, общение личности с самой собой). С другой стороны, письмо, как жанр, предполагает наличие читателя и необязательно потомка, что усиливает его диалогичность и стремление найти ответы на поставленные вопросы. Письма как способ контроля и фиксации результатов можно ис¬пользовать во время мифологических групп, групп библиотерапии. Можно анализировать содержание этих писем, форму, сосредота¬чиваясь на тех или иных уровнях языка; если нет жесткой заданности, стоит обратить внимание также на адресата письма: письма от себя нового (с новым именем) могут быть адресованы к себе преж¬нему; от себя прежнего — к сыну или потомкам («протяжка» в бу¬дущее).
Ниже я приведу часть писем на Большую Землю из экспедиции к мифам с разными вариантами анализа.
I. Письма-впечатления, отражающие разные точки зрения на происходящее в группе.
Те, кто писал эти письма, задались целью узнать что-то новое о себе и мире, но при этом не обязательно измениться. Не все дошли до вершины, кто-то предпочел остаться в охотничьих домиках по дороге. Но главное — движения, хотя бы попытка стать иным, из¬менить себя и мир вокруг...
Светлана-1 26.09.94
Милый друг мой, Светлана! Добрый вечер, а, может, и вечер. Как часто у меня не хватает времени, чтобы написать письмо. А сейчас появилась такая возможность. Хочу использовать ее, чтобы погрузиться глубже в мир чародейства, приблизиться к Свету, к
своей более светлой половине. Для этого стоит обозначить мои, на мой взгляд, темные стороны. Нет, последние два слова меня не уст¬раивают, даже настроение изменилось в худшую сторону, когда написала их. Хочу писать о светлом. Рада, что я здесь, что я в этой группе. Хотя, когда представлялись руководители групп, хотелось побывать у всех. Возможно, хочу объять необъятное. Жду встречи с тобой, Светлана! До свидания, до скорого. Я — твоя половина.
(Текст: сильный (11,14), возвышенный (8,11); белый, красный, синий, желтый).
Светлана-2 28.09.94
Доброе утро, милый друг мой Светлана! Светлана — светлое — легкое. Мне хочется произносить эти слова сейчас. С утра я плохо просыпаюсь, точнее, включаюсь в работу. Я инертна, сонлива. А уж тем более писать с утра письмо или еще что-то в этом роде! Ох! Сначала, честно скажу, мне хотелось сослаться на свою лень и не писать ничего. Но тут-то я усмотрела возможность изменить в себе что-то и, даже, произнеся про себя и, тем более, написав слова «Светлана, свет...», «легкость», а теперь хочу добавить «скорость», «ясность». Наверное, это в какой-то степени и есть создание моего мифа, я считаю очень полезного для меня. Что-то во мне уже нача¬ло меняться, хочу, чтобы это продолжалось. До свидания. До ско¬рой встречи. Я.
(Текст: медлительный (7,21), светлый (7,09); белый, желтый, си¬реневый, зеленый, коричневый).
Светлана-3 30.09.94
На тему о мифах... На сегодняшнюю тему о мифах для меня, исходя из моих ощущений Они есть, они существуют. Вот и наша группа, наша «экспедиция» она есть. Группа — это реальность, а миф, по-моему, это созданная нами реальность. Если нам легче жить с нашим мифом об экспедиции, то пусть он будет. Главное, чтобы это нам помогало и не мешало другим. Если кому-то это не нравится, то не стоит ломать копья и убеждать других в том, что наше бытие в мифе — это лучшее. Это выбор каждого, это ответст-венность каждого. Но миф — это еще далеко не все. Важно не поте¬ряться в этом мифе, чувствовать себя и остальных все-таки вне ми¬фа. Порой, обозначив какое-то явление, мы ставим, таким образом, рамки, рамки для себя и для остальных. Главное, все-таки, не поте¬рять себя. На данный момент все.
(Текст: медлительный (20,70), тихий (19,44), печальный (13,41); желтый, голубой, фиолетовый, красный, коричневый). Ключевое слово третьего текста — миф, соответственно увеличенная частот¬ность звукобукв М' (3,90), И (1,63), Ф (4,45). Динамика: от эйфории по поводу имени и необычной группы к раздумьям о собственном мифе и мире.
Ирина-1 26.09.94
Здравствуй' Внутри себя я услышала имя Яна, но созвучие имен в группе дало какое-то сопротивление так назвать себя. Да, я Ирина в этом сознательном мире. Наверное, это мой давний барьер на¬звать себя каким-то именем и внутренне обращаться к себе так. Я хочу мягко убрать его и гармонично жить с внутренним именем, как в сознательной жизни с именем Ирина. Последнее время я по¬няла, что обращаюсь к себе, как другому человеку, без особого по¬ла и имени Возникла потребность как-то определиться. Я очень рада, что в самое ближайшее время что-то такое изменится и у меня появится внутренний друг-подруга с определенным любым именем. Только одно условие — не спеши! Дай свободу, время, место и все придет. Мне необходимо мягко отодвинуть, убрать барьер. Мне что-то подсказывает — там большие дали, возможности. Подтал¬кивать не стоит, всему свое время Я жду это рождение и буду пи¬сать письма еще много, много раз. До встречи. Ирина.
(Текст: яркий (13,04), радостный (12,61), прекрасный (12,00), возвышенный (10,97), светлый (10,18), сильный (8,13); голубой, красный, зеленый, коричневый, синий).
Ирина-2 28.09.94
Мифы... Долгое неверие, незнание об иных мирах тебя отодви¬нуло от понимания своей сущности. Случайная травма моего сына повергла меня в смятение, метание. Я долго жила в ожидании пло¬хого, и это плохое должно произойти с сыном. Это пришло. Во мне открылись какие-то дороги, подступы в иное. Я ощутила, что могу изменить, обойти, договориться, где-то что-то предпринять. Так стало легко, свободно, осознавая, что в этом мире есть закономер¬ность... Мифы...
(Текст: сильный (10,30), возвышенный (9,78); белый, голубой, красный).
Динамика: от размышлений о себе к желанию и осознанию возможности действовать.
Боярыня Морозова-1 26.09.94
Здравствуй Морозова! Пишу тебе послание отнюдь не вдохно¬венное. Кстати, знаешь, я обратила внимание, что ты мне очень близка. Когда мы с тобой познакомились, я поняла — это мое. Мое на все сто. Я тебя отлично чувствую и знаю. Это чертовски прият¬но. Между прочим, сидя на первом дне семинара у Ирины, я снача¬ла отъехала, потом чуть-чуть разозлилась. А теперь, после разгово¬ра с Юрой, очень приятно и спокойна Я знаю: он — врач от Бога. Еще одна интересная деталь Когда я увидела Ирину, то удивилась. Ее стиль одежды очень отличался от прошлого года и я даже испу¬галась. Подумала, что это другой, чужой человек. Однако, как только она открыла рот, я с радостью заметила что это —Ира, а не подделка Знаешь, Морозова, очень хорошо, что ты у меня есть. С тобой я свободнее, счастливее и смелее (признак счастья три буквы С). Кстати, группка у нас подобралась достаточно своеобразная. Конечно, я могу написать тебе всякую фигню про солнышко и ве¬тер, но хочется чего-то более глубокого. Хотя бы о том, что я в данную минуту просто счастлива] Я могу сказать об этом смело. Ведь люди обычно боятся даже себе в этом признаться. Вот пока и все. Всего хорошего! Натали.
(Текст: возвышенный (14,87), прекрасный (13,25), сильный (11,16), яркий (10,17); белый, сиреневый, красный, желтый, зеле¬ный).
Боярыня Морозова-2 27.09 94
Знаешь, я сегодня жутко устала. Вроде, сижу, ничего не делаю, а устала до потери пульса. Такое ощущение, что мозги съезжают. Кошмар. Н
(Текст: суггестивно нейтральный; слабо представлены признаки «медлительный» (5,83), «печальный» (5,48), «тихий» (4,60); синий, сиреневый, зеленый).
Боярыня Морозова-3 28.09.94
Привет! Хочу рассказать интересную вещь. Я уже давно заме¬тила, что сам человек и то, что вокруг него,— это немножко разные вещи. Кстати, создание вокруг себя чего-то — обычно довольно странный процесс. И еще: недавно я поняла — лучший способ за¬щиты — открытость. Разумеется, для этого, чтобы понять и сде¬лать, надо быть морально и физически готовым. Хочу тебе расска¬зать некоторый факт из моей жизни. Меня всегда удивляла одна особенность моей маман. Она заключается в том, что наш дом все¬гда открыт во всех смыслах слова и в прямом (дверь у нас всегда) открыта. Однако при всем этом люди, находящиеся там (в том чис¬ле и я) чувствуют себя защищенными. К тому же она позволяет смотреть на квартиру во всех ракурсах. Она позволяет устраивать детям и взрослым полное расслабление А теперь я поняла, что это и есть высшая степень защиты. Она спокойно относится к людской молве и прочему. Раньше я сама хотела соответствовать требовани¬ям людей, с которыми общалась (т. е. играла по их правилам игры) и получалась херня. Я чувствовала себя паршиво и люди чувство¬вали что-то не то. А теперь я такая, какая есть Вы видите меня. Хотите принимайте, хотите нет — это ваше право Однако я чувст¬вую себя собой. И мне от этого лучше. Натали.
(Текст: суггестивно нейтральный, слабо представлены признаки «устрашающий» (7,20), «медлительный» (6,75), «возвышенный» (6,45), «темный» (5,33); белый, красный, синий, желтый, коричне¬вый).
Динамика: от эйфории к раздумьям об открытости и своем мес¬те в мире. Судя по датам, до мифической вершины добраться не удалось. Отрицание перемен: принимайте меня такой. Амбивалент¬ность позиции выражена и в последнем тексте: на уровне фоносемантики и на уровне смысла... И все-таки, осознание «открытости» может быть началом пути к переменам.
Александр-1 26.09.94
Здравствуй Александр1 Хочу рассказать тебе о своих впечатле¬ниях, находясь на семинаре по психотерапии и записавшись в лин¬гвистическую группу. Желание как-то соприкоснуться с этой нау¬кой у меня появилось еще в прошлом году, но случилось так, что мечта и желания воплотились только сейчас. Сегодня прошел пер¬вый день занятий, на котором мы познакомились необычным обра¬зом, высказали свои пожелания и, естественно, услышали то, чем мы будем заниматься в течение 6 дней (хотя я до конца не понял чем). Во время беседы у меня появились вопросы, на которые я на¬деюсь получить ответы во время семинара. Очень бы хотелось, ис¬пользуя приемы лингвистики, на конкретных примерах решить личные вопросы и проблемы, и в случае положительного результа¬та порадоваться как за себя, так и за ту науку, которая может это делать. О конкретной работе сообщу подробнее. Вот, пожалуй, и все До свиданья! Александр.
(Текст: суггестивно нейтральный. Слабо представлены призна¬ки «медлительный» (4,35), «нежный» (3,69), «тихий» (2,99); голубой, красный, черный, серый, желтый).
Александр-2 1.10.94
Здравствуй Саша! Вот и наступил последний день семинара. Дни пролетели как один и становится немного грустно осознавать, что скоро отъезд. Нет сомнений в полезности каждого дня пребывания здесь. Удалось решить какие-то проблемы и приобрести но¬вые. Окунувшись в атмосферу семинара, очень приятно в очередной раз встретить новых людей и общаться с уже знакомыми, получая неоценимый опыт. Вот, пожалуй, и все, что я хотел сообщить. «Александр».
(Текст: суггестивно нейтральный. Слабо представлены призна¬ки «тихий» (5,88), «устрашающий» (4,35), «темный» (3,97), «печаль¬ный» (3,53); голубой, белый, желтый, синий).
Эти два письма зафиксировали наиболее важные точки — на¬чало и конец. Внутренняя динамика — к тревожному состоянию, что на смысловом уровне не признается. Если говорить о пози¬ции — это не первопроходец, не пионер, а попутчик, которого, тем не менее, обстоятельства вынуждают задуматься...
Валя-1 26.09.94
Возможности и барьеры коммуникации. Я сразу начал с назва¬ния и без поздравлений. То, что со мной происходит, чрезвычайно интересно. Сегодня я объявил (не в первый раз) о барьерах в обще¬нии с другими людьми. Эти барьеры ставят, видимо, как на созна¬тельном так и на бессознательном уровне. Один из моих барьеров осознается, но корни его наверняка глубоко в подсознании. Это — представление о том, что чуть ли не любые мои высказывания бу¬дут неинтересны другим. Конечно, проблема знакома по литерату¬ре, но она есть. Однако, главное — не в существовании именно это¬го барьера. Нужны навыки свободного владения речью (устной). С письменной — все в порядке. Один всем знакомый Саша Р. сказал: «Какой ты писучий», — имея в виду мою способность к эпистоляр¬ному жанру. Однако и здесь барьер — нет желания писать близким. А вот сочинять чего-нибудь для кого-то, неизвестно где — это пожа¬луйста... Лу сегодня наобещала много, и, думаю, это сдвинет меня с «мертвой точки». Однако хотелось бы побольше получить информа¬ции по разным техникам. В частности, есть и вопросы по присоеди¬нению — какая специфика присоединения в этих техниках? Каковы связи с синтаксическими моделями мира источника и получателя сообщения? Затронули сегодня еще и вопрос о соотношении модели и реального мира. Лу сказала, что мир весь сосредоточен в языке или нечто похожее. А как же чисто невербальное общение? Что будет, если выключить внутренний диалог? (И т. д.) Короче, масса вопросов, и масса ответов обещана. Хочу узнать побольше на практике. Ну, пока, последний олень сейчас отправится, надо успеть кинуть письмо в чью-нибудь доху или куда там еще... Твой Валя же.
(Текст: светлый (11,62), прекрасный (9,13), яркий (8,27), нежный (8,06); голубой, белый, синий, желтый, зеленый, коричневый). Как и большинство писем в этот первый день — много надежд и радости: солнце светит, вершина белее г девственно чистым снегом, путь ка¬жется легким, простым и радостным.
Валя-2 29.09.94
Здравствуй, Валя! Ты знаешь, у меня есть проблема. Нужен ре¬сурс для создания своего мифа, творческий потенциал для работы над мифом. Я не знаю, каким он должен быть. Может быть, отдель¬ные кусочки — миф о силе, неведомой, неизвестной ни людям, ни зверям, ни птицам, знание о таинственной силе, о чем-то, что вся-кий раз ускользает, когда хочешь ухватиться за это. Если же все ж (удается что-то в этом духе, то эта сила может дать многое, чего ни-кто не ведает. Пусть же каждый стремится прикоснуться, хотя бы 'раз потрогать нечто, этот источник силы, причаститься к нему, по¬лучить и себе хоть капельку, пусть за это заплатишь чем-то доро¬гим, тем, что близко, лишь бы успеть испытать здесь, в этом мире, нечто неведомое, источник силы, могущества, радости. Но как к этому прийти?
(Текст: тихий (15,21), печальный (10,46); голубой, желтый, ко¬ричневый, зеленый, красный).
Труден путь сквозь тернии. Но вот уже появляется поэзия, прагматика сменяется чувствами, включаются глубинные бессозна¬тельные процессы. Пробуждение эмоций (пусть первичных — отри¬цательных) — это уже очень много, а умение их выразить, готов¬ность к жертвам...
Валя-3 30.09.94
«Мифы» и «реальность». И раз единый... Тут вот я задумался: «А что же такое, собственно, эти мифы?» Например, миф о себе, свой миф — это чья реальность? Она чья-то или она «вообще» ре¬альность? У каждого свой миф (тысячи мифов) — собственное ощущение, представление себя. И различение, а проще, обобщение этих ощущений, определяет, насколько ограничивающей будет твоя реальность, и как это ограничение будет влиять на твою судьбу. А что происходит при столкновении ограниченных, сильно ограни¬ченных мифов. Это либо интеграция, либо конфликт, который нуж¬но разрешить. А как это сделать? Только расширив рамки, найдя контекст настолько широкий, чтобы в нем уместились оба мифа. Иногда такой контекст находят, иногда — этого контекста нет — не нашли, и все тут. Тогда каждый остается при своем мифе. Что же делать? А может, просто увидеть, что человек — это больше, чем любой миф, миллион мифов, и не может вместиться ни в какие рам¬ки. Однажды можно проснуться, и радостно, и неожиданно, а мо¬жет, и удивленно, увидеть и осознать, что этих рамок больше нет. И миф твой, и мир твой раздвинется до беспредельности. Твой Валя.
(Текст: медлительный (11,94), тихий (10,39), устрашающий (6,35), светлый (4,95), прекрасный (4,45); голубой, белый, фиолето¬вый, желтый, коричневый, синий).
По основным признакам текст — нейтральный, но где-то в глу¬бине — амбивалентный: надежда на светлое и прекрасное не исчез¬ла. А миф... Что ж, в той экспедиции к мифу пришел всего лишь один человек, остальных это открытие себя еще ожидает...
Ваня (Ванюша)-! 26.09.94
Здравствуй Ванечка! Пишу тебе сказать, что будет тебе твое со¬кровенное письмо со всеми причитающимися вкусностями. Спешу сообщить, что ты начинаешь делать и работать в свое удовольст¬вие. Ой, забыл, делать ты начинаешь себя. Да, да все что ты хочешь сделать, все будя. Будя центр и будя дело. А так та экспансия и со¬трудничество, нет, лучше: сотрудничество — это реально. Сотруд¬ничество со всеми структурами и слоями этого общества и мира. И когда у тебя будет появляться состояние расслабленности, знай, что это сигнал и тому, что скоро у Игоря будет большая работа и очень интересная. И после этого будет долгий период chunk up и chunk down. Ты уже видишь то, что многое ты не используешь, есть ма¬ленькая заслонка внутри тебя, которая не дает тебе энергию для действия. Отпускай себя и все будет так, как ты хочешь. Германия. Моделирование. Регистрация. Рекламное заявление с переходом в сотрудничество+одновременное выход к реальным людям во всех структурах, которые рядом с тобой. Главное легкость в груди. Да¬вай! Жму руку!
(Текст: сильный (9,03), возвышенный (7,14), нежный (7,10), яр¬кий (7,09); коричневый, желтый, синий, голубой, красный, зеленый).
Ваня-2 28.09.94
Дорога к мифу. Она уже началась в открытие нового мира, на который я не давал себе право, считая его только книжным миром, миром больничной палаты. Создание мифа — это что я делал до этого, но это то, от чего мое внимание ускользало и шло после это¬го к прагматическим структурам. Миф — это часть сна, миф — это часть большого отрезка времени моей жизни и жизни людей. Иметь раппорт это не только иметь представление о системах поведения и метапрограммах, но и это также иметь вхождение в миф человека. Я говорю себе: «Миф, здравствуй!» — и окунаюсь в этот миф, чув¬ствую его присутствие в каждой моей клетке, в каждой моей части личности. Миф о мифе — это тоже миф, это завеса нового и мне ужасно интересно и необычно. Ура. Все. Молчу и чувствую.
(Текст: медлительный (16,28), тяжелый (7,01), возвышенный j(6,91) — нейтрально-амбивалентный («молчу и чувствую», а также голубой, желтый, белый, фиолетовый, красный).
Ваня-3 30.09.94
Большая, пребольшая земля. Это очередное письмо на Боль-иую Землю. Скоро на этой большой земле появится большой миф, не один, а много: о самых разнообразных вещах и событиях и яв¬лениях. Миф — это то, что есть, было и будет, и это то, что редко учитывается и еще реже всего применяется. Это — мощное средство формирования имиджа и деятельности на всех уровнях. Фактиче¬ски, я создаю новую структуру взаимодействия с миром. Структуру, которой появляется глубинный смысл действия, с точки зрения эессознательной природы человека. Я — это миф на разных усло-виях в этом мире, это очень здорово и замечательно. Чем больше [моих мифов, тем труднее мне будет переключаться, и тем гибче бу-дет мое поведение в различных ситуациях. Устал, хочу спать и слу¬шать и не хочу больше читать и писать. Все.
(Текст: медлительный (13,63), тихий (8,53); голубой, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, зеленый).
Можно сказать, что форма и содержание письма (раздумье и подготовка к определенным действиям) идеально совпадают.
Алекс-1 26.09.94
Здравствуй Саша! Я не ожидал, что представится такая воз¬можность обратиться к тебе письменно. Надеюсь, что это будет 'также интересно тебе, как и мне. Начался семинар. И так много знакомого для нас с тобой вокруг: лица близких людей, их голоса, обстановка вокруг — напоминает прошлогодний семинар. Хотя, несомненно, все это уже другое. Встреча была немного не такой, какой она представлялась и желалась, как того хотелось бы: более натянуто. Видимо, что-то было заложено год назад такое, что и дало такой результат. Знаю, что наверняка тебе тяжело начинать все снова, ломать в себе нечто, названное Лу интересным словом «барьеры». А их достаточно, я решил тоже поработать с некоторы¬ми из них. Вновь вылезла «осознаваемая» агрессия, но гораздо меньше, чем тогда. И очень хочется разобраться, что мешает языку формировать и произносить вроде бы готовые фразы. Интересно, как это будет в конце работы. Очень хочется легкости, уверенности, спокойствия. И еще, снимай маски, это всегда здорово — просто быть собой. Тебя любят именно такого. Начались песни: жаль, что не приехал Леша. Теперь буду с тобой общаться каждый день, регу¬лярно. Я тебя все также люблю и уважаю — живи радостней.
(Текст: суровый (9,67), яркий (9,61), сильный (9,58), возвышен¬ный (8,64); белый, коричневый, желтый, зеленый). Общая ориента¬ция текста все-таки мягкая но явно прослеживается тревога, осоз¬нание предстоящих трудностей на пути к радости («зловещий» (6,90), «угрюмый» (6,34) и в то же время «бодрый» (6,26), «пре¬красный» (5,12), «радостный» (4,61)).
Алекс-2 28.09.94
Саша! Продолжаю это очень увлекательное занятие — общать¬ся с тобой с помощью писем. Хотя, когда вчера возникла возмож¬ность обратиться к тебе, желания его реализовать было немного. За время, прошедшее между письмами, многое приснилось. Вчера вплотную приблизились к мифам. Это такая страшно-интересная штука, которая позволяет делать совершенно удивительные вещи. Но что самое интересное, ими можно управлять и контролировать их развитие, корректировать и направлять в цель. Это очень эффек¬тивное оружие и, наверное, трогать его необходимо нежно и акку¬ратно. Очень увлекла возможность немного поучиться колдовству. Когда делали фигурку из воска, я поймал себя на мысли, что я очень терпеливо леплю ее и страшновато, а страх такой щекочу¬щий, что ты можешь это сделать, а ответственность будет висеть. Заканчиваю — Лу торопит.
(Текст: устрашающий (8,44), медлительный (6,62), печальный (5,12); белый, голубой, фиолетовый, синий).
Действительно, страшновато. А может быть, стоит помед¬лить?..
Алекс-3 1.10.94
Милый Саша! Вот и подошел срок заканчивать свой «миф». Сейчас, наверное, еще довольно сложно облечь все чувства, воспо¬минания в определенную форму. Все довольно зыбко и напоминает незастывшее желе — еще неизвестно, будет ли оно твердеть, либо расплывется. Надеюсь, что это «нечто» примет определенную фор¬му, цвет, вкус и запах и будет очень полезным и... вкусным. Пусть будет так, я так хочу. В общем-то, все, что происходило, неодно¬значно. Многие люди, близкие и дорогие сердцу, ходят диссоциированы, на них больно смотреть. Процесс промывания мозгов «мэт¬ром» идет вовсю. Возможно, все будет хорошо, но когда? Кому-то это надо. Ты помнишь барьеры, о которых мы говорили — некото¬рые из них позади, 2 просто разрушены. Но пока не преодолен один из больших барьеров. Ты знаешь его, но может быть — это только «миф барьера» — а может его и нет вовсе — только видимость. Се-, годня есть возможность хотя бы подойти и пощупать его и я сделаю I это. Здорово, я чувствую себя довольно бодро, но приятно расслаб¬ленным одновременно. Это как перед схваткой, когда рефери еще ] не дал команду начать бой, а ты знаешь, что выиграешь. Уверен¬ность — это здорово! Я чувствую здесь определенный комфорт, но не совсем такой, какой хотелось бы. Мне нравится это! И я готов еще к одной экспедиции. Буду молиться за тебя, дорогой Сашенька, пусть у тебя все будет хорошо. Очень хочу встретить тебя в бли¬жайшее время. Пока прощаюсь с тобой и желаю удачи. Пусть тебе повезет! Алекс.
(Текст: угрюмый (12,71), устрашающий (12,43), сильный (11,64), зловещий (9,59), суровый (8,34); белый, зеленый, желтый, сирене¬вый, коричневый, синий, фиолетовый).
Такой вот путь: от слабой тревоги к жесткой воле к победе. Ин¬тересно, возникнут ли у кого-либо сомнения в том, что этот человек победит?
Валерия-1 26.09.94
Здравствуй, Валерия! Хочу с тобой посоветоваться, может быть, попросить тебя в чем-то помочь мне. В детстве я была очень правильным, послушным ребенком. Со мной не было особых про¬блем, меня любили взрослые, учителя. Я всегда все делала правиль¬но, и особо не сомневалась в правоте тех, кто меня учил и воспиты¬вал. Я очень любила фантазировать, но особо не верила в реаль¬ность чудес. Все в жизни было достаточно предусмотрено. Школа, университет, работа. А недавно мир перевернулся. Все пошло не так, как обычно. Я почувствовала себя другой. Мир вдруг стал бо¬лее волшебным (несмотря на то, что радостей не стало больше, а, пожалуй, иногда наоборот). А главное, более волшебной стала я. Я почувствовала в себе что-то необычное, посмотрела на себя, на ок¬ружающих другими глазами. Люди, которые знали меня очень дав¬но (с «правильных» времен) то же почувствовали эту перемену. Бы¬ло и удивление, и восхищение, и непонимание того, где же это было раньше. А я сама чувствую, что раньше это тоже было во мне, про¬сто, наверное, было не время. Теперь время наступило, и хочется немножко понять эту силу (не до конца, пусть будет немножечко тайны), научиться ей пользоваться, наслаждаться ею. Я чувствую, что такая, какой я стала, я очень нужна близким мне людям и самой себе, и хочется и быть, и жить, и приносить неожиданности, и ра¬дость. Это нужно и мне, и окружающим. И я надеюсь, что ты по-можешь мне понять эту мою новость и научиться ею пользоваться. Лариса.
(Текст: возвышенный (15,74), сильный (12,61), яркий (12,48), прекрасный (11,20), радостный (8,44), медлительный (8,42); белый, сиреневый, синий, красный, коричневый, желтый).
Валерия-2 29.09.94
Здравствуй! Хочу немножко рассказать тебе о себе, попробо¬вать объяснить нам обеим, кто я такая (была и есть), и, может быть, представить, кем я могу стать. Итак, слушай. В одном большом городе жила девочка. Пай-девочка, послушная дочка. Она получала пятерки, слушалась маму и папу и вся жизнь ее была предопределе¬на на несколько лет вперед. Но случилось несчастье, что-то пере¬вернулось в душе, и наперекор всем и всему, она решила сама вы¬брать свой путь. Не получилось. Девочку попытались вернуть обратно, но она уже не могла стать той, которой была раньше. Она все-таки смогла добиться своего. Через несколько лет она вернулась в свой город, и опять столкнулась с тем, прошлым мнением о себе, с той же попыткой вернуть ее в образ послушной девочки, которая должна делать то-то и то-то, там-то работать, так строить свою личную жизнь. А она хотела жить уже по-своему, и жила так, и по¬степенно менялась сама дальше, и меняла мнение окружающих о себе. И родился другой миф о сильной, веселой, обаятельной жен-щине, без проблем, которая счастлива и удачлива, и умеет все. И прошло несколько лет, и люди начали приходить именно к ней к такой, она стала им нужна. И опять было много такого, что могло разрушить миф, но она уже знала, что в состоянии изменить его или поддержать, и что от нее самой теперь зависит, какой будет она в глазах других людей и в своих глазах.
(Текст: возвышенный (8,66), бодрый (7,86), прекрасный (6,23), сильный (5,51); белый, желтый).
Валерия-3 30.09.94
|