Проблема возникновения языка занимала и философов и лин¬гвистов, и решение ее, еще со времен античности, сводилось к двум основным вариантам: появился ли язык «по установлению» (thesei) или «по природе» (physei) вещей? Античная философия высказала почти все возможные точки зрения, которые впослед¬ствии главным образом углублялись и комбинировались. Если философ считал, что язык создан «по установлению», то он дол¬жен, естественно, отвечать на вопрос, кто его «установил», и здесь возможны следующие ответы, бог (боги), выдающийся человек или коллектив людей (общество). Возможны комбинации этих ответов: человек, наделенный божественной силой, человек со¬вместно с коллективом людей. Если же философ полагал, что язык создавался главным образом «по природе», то его гипотеза утверждала или то, что словам соответствуют свойства вещей, или то, что им соответствуют свойства человека (его поведение), или то и другое вместе (см.: Якушин Б. В., 1985, с. 6).
Б. Ф. Поршнев выдвигает суггестивную теорию происхожде¬ния языка, подтверждая свою гипотезу данными нейрофизиологов о том, что из всех зон коры головного мозга человека, причаст¬ных к речевой функции, т. е. ко второй сигнальной системе, эволюционно древнее прочих, первичнее прочих — лобная доля, в частности префронтальный отдел. Этот вывод отвечает тезису, что «у истоков второй сигнальной системы лежит не обмен ин¬формацией, т. е. не сообщение чего-либо от одного к другому, а особый род влияния одного индивида на действия другого — особое общение еще до прибавки к нему функции сообщения» (Поршнев, 1974, с. 408).
Проанализировав практически все основные гипотезы проис¬хождения языка, Б В. Якушин приходит к выводу о неуклонном росте мощности информационных потоков, обусловленных тяже¬стью борьбы за существование через стрессируемость организма, которая «расшатывала генетический фонд первобытных людей, делая его многообразным. Соответственно разнообразными стано¬вились и их индивидуальные способности, расширялся диапазон выраженности инстинктов и потребностей и, прежде всего, ин¬стинктов роста, познания и свободы. Все это приводило к усложне¬нию иерархии сообщества, к частному перемещению индивидов по уровням и к трудностям управления коллективом. Возрастает роль доминирующих индивидов и лидеров. Для контроля над сообщест¬вом и управления им необходимо оптимизировать сбор и обработку информации о его состоянии.
Усложняющиеся формы труда и борьбы, взаимодействующие с развивающимся мышлением, требовали более тонкого и информи¬рованного управления» (1985, с. 135).
В данном случае напрямую связываются язык, информация и управление, что соотносится с гипотезой Б. Ф. Поршнева об особой роли суггестии в процессе становления и развития языка, а также с данными психолингвистов, посвященных онтогенезу речевой дея¬тельности.
По определению «Лингвистического энциклопедического сло¬варя», функции языка представляют собой проявление его сущно¬сти, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой. Двумя главнейшими, базовыми функциями языка яв¬ляются: коммуникативная — быть "важнейшим средством челове¬ческого общения" (В. И. Ленин), и когнитивная (познавательная, гносеологическая, иногда называемая экспрессивной, т. е. выраже¬ния деятельности сознания) — быть "непосредственной действи¬тельностью мысли" (К. Маркс)» (1990, с. 564).
Волюнтативная функция (функция воздействия) считается ча¬стной, производной коммуникативной функции. По-видимому, это связано с попыткой найти механизмы развития языка внутри само¬го языка, рассматривать язык как саморазвивающуюся систему. Действительно, можно предположить, что в языке действуют две тенденции: тенденция к экономии произносительных усилий и тен¬денция к наибольшей выразительности, взаимодействие которых и способствует развитию языка на самых различных уровнях. Но то¬гда для теоретического удобства подобной трактовки следует представить себе и услужливых дикарей, отдающих соперникам послед¬нюю кость или женщину. В противном же случае следует признать наличие суггестивной (волюнтативной) функции языка как одной из ведущих (базовых), потому что даже сбор информации происхо¬дил с целью оптимального управления человеком, сообществом людей или обстоятельствами. Обратившись же к современным пси¬хологическим теориям, описывающим отнюдь не первобытных лю¬дей с потребностями первой сигнальной системы (см., напр.: Шост-ромЭ., 1992; Джеймс М., ДжонгвардД., 1993; Литвак М. Е., 1992; ЛитвакМ. Е., 1994; КарнегиД., 1989; БернЭ., 1991; ИгнатенкоА., 1994 и др.), мы заметим, что потребности манипулировать себе по¬добными не только не исчезли, но и возросли неимоверно.
По-видимому, именно объективности и непредвзятости не хва¬тало лингвистическим исследованиям для того, чтобы изучить суг¬гестивные аспекты языка. Любопытен такой пример. В статье «Объективная и нормативная точка зрения на язык» А. М. Пешков-ский пишет: «Объективной точкой зрения на предмет следует считать такую точку зрения, при которой эмоциональное и волевое отноше¬ние к предмету совершенно отсутствует, а присутствует только одно отношение — познавательное. ..Такова точка зрения наук математи¬ческих и естественных. Если подходить к науке о языке с этим разли¬чением субъективного и объективного, то языковедение окажется наукой не гуманитарной, а естественной» (1959, с. 50).
Однако, когда речь заходит о реализации этого объективного подхода при анализе явлений языка, то часть явлений действитель¬но оценивается объективно- «Прежде всего, по отношению ко всему народному языку... у лингвиста, конечно, не может быть той наив¬ной точки зрения, по которой все особенности народной речи объ¬ясняются порчей литературного языка» (там же, с. 51), а другая часть явлений того же, по сути, происхождения, исключается (по-видимому, в силу отсутствия необходимых объяснений) из этого ряда: «В естественном состоянии все, кроме сумасшедших и сума¬сшествующих (колдуны, шаманы, заклинатели), говорят нормаль¬но, т. е. понятно» (там же, с. 56). И так происходило повсеместно: непонятные явления отрицались и относились к области суеверий или мистики, хотя, по мнению естествоиспытателя А. М. Бутлерова «несомненно, что в отрицание, как и в допущение, легко вкрадыва¬ется предвзятость и можно сказать суеверие. ...Подозревать и упре¬кать взаимно друг друга могут здесь обе стороны, и уж конечно, при господствующем направлении философского познания, легче впасть в суеверие отрицающее, чем наоборот» (1889, с. 13).
Подлинную объективность и непредвзятость в оценке непонят¬ных явлений можно найти в работах В. Н. Волошинова, П. А. Фло¬ренского: «Слово магично и слово мистично. Рассмотреть, в чем магичность слова, это значит понять, как именно и почему словом можем мы воздействовать на мир» (Флоренский, т. 2, 1990, с. 252-253). И далее: «И речь, как ни считают ее бессильной, действует в мире, творя себе подобное. И как зачатие может не требовать лично-сознательного участия, так и оплодотворение словом не предполагает непременно ясности сознания, раз только слово уже родилось в общественную среду от слово-творца или, точнее, сло¬во-культиватора, бывшего ранее. Вот почему магически мощное слово не требует, по крайней мере, на низших ступенях магии, непременно индивидуально-личного напряжения воли, или даже ясного сознания его смысла. Оно само концентрирует энергию духа» (там же, с. 273).
Те же факты отмечают и практики-гипнотизеры: «Слово гипно¬тизера имеет власть над психикой человека и над его телом» (Мессинг, 1989, с. 62). Но они же отмечают, что гипноз — еще ма¬лоизученное явление. Его не так-то просто объяснить только тор-можением участков коры больших полушарий: «Вот льется кровь из глубокой раны, явно перерезана какая-нибудь крупная артерия. Над раной склоняется знахарь. Шепчет какие-то слова. И — кровь останавливается! И не играет в этом случае роли, кто ранен — ве-рящий ли в заклинания человек или не верящий никаким знахарям. Кровь останавливается... Но ничего чудесного здесь нет Это тоже, вероятно, одна из форм гипноза. Я говорю с такой убежденностью и знанием дела, потому, что и сам умею не хуже знаменитых знаха¬рей "заговаривать зубы" и изгонять головную боль. Делал я это тысячи раз. Конечно, я обхожусь без заклинаний и нашептываний. Они не нужны. Я просто смотрю на моего пациента и представляю при этом свою, не беспокоящую меня челюсть, свой здоровый зуб. И разговариваю при этом с человеком о его болезни. Зуб перестает болеть. Занимает это столько же времени, сколько вы затратили, чтобы прочитать эти строки» (1989, с. 62).
Здесь В. Мессинг явно противоречит себе: «Обхожусь без за¬клинаний», но «разговариваю». По сути, он приводит иллюстрацию использования именно вербальных средств внушения. Хотя сама по себе мысль о том, что «дело не в словах» достаточно распространена. Любит это повторять А. М. Кашпировский в своих лечебных сеан¬сах, а Август Форель еще в 1928 году писал: «Советую образован¬ным скептикам открыто заявить: "Я обращаюсь не к вашему сознательному Я, не к вашему рассуждающему разуму, а к вашему под¬сознанию, которое одно является виновником ваших страданий. Поэтому не обращайте внимания на то, что я говорю, и не вдумы¬вайтесь в это"» (с. 147).
Веками люди пытались найти идеальные слова, породить лечеб¬ные тексты — заговоры, молитвы, мантры, формулы гипноза и ауто¬тренинга. Самые удачные из них запоминали, переписывали, переда¬вали из поколения в поколение Человек, профессионально владею-щий языком, считался чародеем. Вербальная магия — наука и искус¬ство — жива и поныне. Колдуны, экстрасенсы, психотерапевты, мод¬ные «нэлперы» с разной степенью успешности представляют ее.
И все-таки ближе всех к разгадке тайны суггестии стоят лин¬гвисты, филологи — люди, изучающие Тайны языка.
На почве эзотерических лингвистических знаний жрецов «родилась и древнейшая философия языка: ведийское учение о сло¬ве, учение о Логосе древнейших греческих мыслителей и библейская философия слова... Согласно ведийской религии священное сло¬во — в том употреблении, какое дает ей "знающий", посвященный, жрец — становится господином всего бытия, и богов, и людей. Жрец — "знающий" определяется здесь как повелевающий сло¬вом,—в этом все его могущество. Учение об этом содержится уже в Риг-Веде», — слова эти написаны М. М. Бахтиным в начале XX века, когда язык вновь оказался для философов реальностью, скрывающей тайну бытия (по мнению В. В. Налимова, в XVII-XIX вв. такой реальностью считалось мышление). И если еще в конце XIX в. (в 1871 г.) И. А. Бодуэн де Куртенэ писал: «Языковеде¬ние вообще мало применимо к жизни: с этой точки зрения в сравне¬нии, например, с физикою, химией, механикой и т. п. оно является полнейшим ничтожеством. Вследствие того оно принадлежит нау¬кам, пользующимся весьма малою популярностью, так что можно встретить людей даже очень образованных, но не понимающих или даже вполне отрицающих потребность языковедения» (1963, т. 1, с. 50). И только «маленькая горсточка чудаков в квадрате признает язык в качестве предмета, достойного исследования, а языкознание, таким образом, как науку, равноправную с другими науками» (там же, с. 221).
Как выяснилось позже, именно развитие точных и естествен¬ных наук приведет к повышенному интересу к философии языка и языковым проблемам. «Если мы теперь хотим говорить о смыслах нашего Мира в целом, то его природе надо будет приписать тек-стово-языковую структуру. Здесь мы перекликаемся с герменевтической философией Хайдеггера: его теория познания исходит из представления о Мире как о своеобразном онтологизированном тексте Соответственно, сознание человека, раскрывающее смыс¬лы через тексты, выступает перед нами как языковое начало — нам становится понятной метафора Хайдеггера-Рикера' Человек есть язык», — пишет доктор технических наук, физик В. В. На¬лимов (1989, с 118).
По большому счету, для языкознания эта идея привычна, по¬тому что еще великий Гумбольдт писал; «Язык — это объединен¬ная духовная энергия народа, чудесным образом запечатленная в определенных звуках, в этом облике и через взаимосвязь своих звуков понятная всем говорящим и возбуждающая в них пример¬но одинаковую энергию. Человек весь не укладывается в границы своего языка; он больше того, что можно выразить в словах; но ему приходится заключать в слове свой неуловимый дух, чтобы скрепить его чем-то, и использовать слова как опору для дости¬жения того, что выходит за их рамки. Разные языки — это отнюдь не различные обозначения одной и той же вещи, а различные ви¬дения ее» (1984, с. 349).
Поразившая впоследствии умы гипотеза лингвистической от¬носительности Сепира-Уорфа, восходящая к идеям В. Гумбольдта, состояла в том, что язык навязывает человеку нормы познания, мышления и социального поведения: мы можем познать, понять и совершить только то, что заложено в нашем языке (Сепир, 1934; Уорф, 1960). В. А. Звегинцев по-своему преобразовал эту идею: «Лингвисты, пожалуй, даже несколько неожиданно для себя обна¬ружили, что они фактически еще не сделали нужных выводов из того обстоятельства, что человек работает, действует, думает, тво¬рит, живет, будучи погружен в содержательный (или значимый) мир языка, что язык в указанном аспекте, по сути говоря, представляет собой питательную среду самого существования человека и что язык уж во всяком случае является непременным участником всех тех психических параметров, из которых складывается сознатель¬ное и даже бессознательное поведение человека» (1969, с. 19).
Теоретическое осознание необходимости динамического под¬хода к языку стало в настоящее время нормой. Начиная с Гум¬больдта, писавшего: «Каждый язык заключается в акте его реаль¬ного порождения. Расчленение языка на слова и правила — это лишь мертвый продукт научного анализа» (1974, с. 70), и кончая современными лингвистами, проблема функционального, человече¬ского подхода обсуждалась неоднократно. Так, Ю. Н. Караулов отмечает: «В силу общей бесчеловечности современной лингвисти¬ческой парадигмы место подлинно антропного фактора в ней, ме¬сто антропного характера создаваемого ею образа языка занимает антропоморфический, человекоподобный, порождаемый стремле¬нием уподобить — одушевить, оживить, очеловечить — мертвый образ. Это стремление, естественно, приводит к фетишизации язы¬ка-механизма, языка-системы и языка-способности, к мифологиче¬скому его переживанию. ...Так или несколько иначе понятая систе¬ма, отождествленная с языком (образом языка), представляет собой на деле объект идеальный, поскольку она есть продукт рефлекти-рующего ума лингвиста, но, тем не менее, такая система в лингвис¬тической парадигме рассматривается без опосредования ее челове¬ком» (1987, с. 20-21).
В чем же выход? «Выход видится в обращении к человеческому фактору, во введении в рассмотрение лингвистики, в ее парадигму языковой личности как равноправного объекта изучения, как такой концептуальной позиции, которая позволяет интегрировать раз¬розненные и относительно самостоятельные свойства языка» (Кара¬улов, 1987, с. 21).
Б. Ф. Поршнев связывал лингвистическое изучение суггестии, прежде всего, с прагматикой — одним из аспектов нарождающейся в то время семиотики и писал по этому поводу: «Один из основате¬лей семиотики—Ч. Моррис выделил у знаков человеческой речи три аспекта, три сферы отношений: отношение знаков к объек¬там — семантика; отношение знаков к другим знакам — синтаксис; отношение знаков к людям, к их поведению — прагматика. Все три на деле не существуют друг без друга и составляют как бы три сто¬роны единого целого, треугольника. Но, говорил Моррис, специа¬листы по естественным наукам, представители эмпирического зна¬ния преимущественно погружены в семантические отношения слов; лингвисты, математики, логики — в структурные, синтаксические отношения; а психологи, психопатологи (добавим, нейрофизиоло¬ги) — в прагматические. Из трех частей семиотики прагматика наименее продвинута, так как наиболее трудна» (1974, с. 188).
Сегодня появилось множество работ, посвященных лингвисти¬ческой прагматике, и уже можно с достаточной очевидностью ска¬зать, что опасения, высказанные Б. Ф. Поршневым: «возможна ли в рамках "семиотики" "прагматика" как особая дисциплина'.'» оказа¬лись обоснованными. «По своему положению, как составная часть семиотики, носящей довольно формализованный характер, она об¬речена заниматься внешним описанием воздействия знаков речи на поступки людей, не трогая психических, тем более физиологиче¬ских, механизмов этого воздействия, следовательно, ограничиваясь систематикой» (1974, с. 193). По сути, так и получилось. Сейчас уже ясно, что прагматика, в большинстве случаев, представляет собой область лингвистических исследований без всяких границ, и, самое главное, в ней отсутствуют особые метод и приемы исследований, так что считаться самостоятельной дисциплиной она не может.
Сосредоточение внимания большинства исследователей-праг¬матиков на описании правил и условий успешной коммуникации, которые, к тому же, выводятся чаще всего на основании приду¬манных примеров, приводит к тому, что, с одной стороны, функ-ционирующий реально язык максимально схематизируется, а с другой, приходится вводить множество дополнительных пара¬метров, «реставрирующих» реальный (или предполагаемый) кон¬текст высказывания («пресуппозиция», «иллокутивный акт», «каузатив» и др.).
Теоретический выход из этого противоречия предложил еще Б. Ф. Поршнев: «Но если двинуться к психологическому субстрату, если пересказать круг наблюдений прагматики на психологическом языке, дело сведется к тому, что с помощью речи люди оказывают не только опосредованное мышлением и осмыслением, но и непо¬средственное побудительное или тормозящее (даже в особенности тормозящее) влияние на действия других» (1974, с. 193).
Позже ту же идею высказал Г. В. Колшанский: «К сфере праг¬матического воздействия относится использование языка в психо¬терапии, в процессе которой слово используется не просто в его прямом и переносном значении, но и в целях внушения пациенту реальности той картины, которая создается врачом для исцеления больного. В этом случае особенно наглядно проявляется некоторая относительная семантическая свобода языка, которая используется для создания целебно воздействующей идеальной картины (успоко-ение, снятие страхов и т. д.)» (1990, с. 101).
И поскольку «прагматика» является, по существу, термином, Дублирующим термин «языкознание», хотя в несколько расширен¬ном значении («нестандартное языкознание; языкознание, выходя¬щее за свои рамки») возможно предположить, что реальным путем к изучению суггестивных механизмов языка является:
1) выход за несуществующие фактически рамки лингвистиче¬ской прагматики: доведение ее постулатов до логического конца;
2) использование всего рационального, что накоплено в языко¬знании;
3) подлинно комплексный подход к проблеме (включая разра¬ботку особых методов исследования, ориентирующихся не только на вербальные реакции информантов, но и объективные психофи¬зиологические параметры).
«Прагматическая направленность любого текста оказывается весьма существенным признаком определенной организации текста, поскольку она ведет к достижению конкретного результата для коммуниканта, т. е. имеются в виду все виды воздействия на них. ...При этом воздействие отправителя текста может выступать либо как непосредственное побуждение к действию, либо как скрытое воздействие для формирования определенного умственного состоя¬ния получателя текста. Но в каждом конкретном случае воздейст¬вие на получателя информации осуществляется при активизации различных сторон психологического механизма восприятия текста получателем. ...Прагматика может рассматриваться как авторская работа над текстом» (Мецлер, 1990, с. 29-30).
Отсюда следует, что для постижения суггестивных свойств язы¬ка нужно изучать тексты, а тексты осуществляют явное (семанти¬ческое) и скрытое (латентное) воздействие на адресата.
С другой стороны, «текст всегда в буквальном смысле пара¬доксален» (Барт, 1989, с 416). Есть ли какие-то универсальные моменты в противоречивых и изменчивых текстах? Интересные мысли высказал по этому поводу А. М. Пешковский в статье «Объективная и нормативная точка зрения на язык». «Затруд¬ненное понимание есть необходимый спутник литературно-куль¬турного говорения. Дикари просто "говорят", а мы все время что-то "хотим" сказать... "Непонятность" литературного наречия для самых говорящих на нем обусловливается обшей сложностью культурной жизни. ...Можно даже сказать, что точность и лег¬кость понимания растут по мере уменьшения словесного состава фразы и увеличения ее бессловесной подпочвы. Чем меньше слов, тем меньше поводов для недоразумений. Это прямо приводит нас к "непонятности" литературной речи. Чем литературнее речь, тем меньшую роль играет в ней общая обстановка и общий предыду-щий опыт говорящих. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопос¬тавить два полюса этой стороны речи: разговор крестьянина с женой об их хозяйстве и речь оратора на столичном митинге. Первые говорят только о том, что или перед их глазами, или пе¬реживается ими сообща в течение всей жизни ежедневно, второй говорит обо всем, кроме этого Обстановка в его речи совершенно отсутствует, а предыдущий опыт распадается на индивидуальные опыты тысячи съехавшихся со всего света лиц, объединенных только общностью человеческой природы. Во сколько же раз ему труднее быть понятым, и во столько раз больше он, поэтому дол¬жен стараться говорить понятно! ...Трудность языкового общения растет прямо пропорционально числу общающихся, и там, где одна из общающихся сторон является неопределенным множест¬вом, эта трудность достигает максимума» (1959, с. 57-59).
Конечно, кроме объективности и непредвзятости подхода суще¬ствовал еще и ряд объективных причин, не позволявший лингвис¬там вскрыть истинные механизмы суггестивного воздействия. И основной из этих причин можно считать недостаточность собствен¬но лингвистических познаний и методов в конкретных разделах языкознания, ограничение возможностей самой филологии рамка¬ми своего времени.
Особый интерес к воздействующим текстам и «волевому языку» проявили такие ученые как Ж Вандриес (1990); В. фон Гумбольдт (1985); А. С. Бархударов (1973); Н. В. Крушевский (1881); В. Вундт (1990); А. Белый (1988), А. М. Пешковский (1959); Р. Роллан, (1936), Л П. Якубинский (1986), Э.Сепир (1993), К. Бюлер (1993), Ф. деСоссюр (1977), А. А. Потебня (1993), Е. Д. Поливанов (1991), В. Н. Волошинов (М. М. Бахтин) (1993).
Так, Ж. Вандриес в работе «Язык» писал о том, что «человек говорит не только для того, чтобы выразить мысль. Человек гово¬рит также, чтобы подействовать на других и выразить свои собст¬венные чувства. ...Волевой язык еще почти не изучался. Однако же он имеет свое значение, которое становится особенно ясным при изучении проблемы происхождения человеческого языка. ...При рассмотрении этого языка в исторической перспективе обнаружи¬ваются его собственные законы. В грамматике ему принадлежит область повелительного наклонения в глаголе и звательного падежа в имени. Эти категории имеют специальные формы и функции. Ко¬гда ...мы соединяли в одном представлении глагольную форму, как "молчи", именуемую, как "молчание!" и междометие, как "те...", это смешение частей речи было возможно только потому, что мы имели дело с языком волевым, в котором четкие различия между глаголом и именем стушевываются» (1990, с. 147).
Понимание того, что язык динамичен по своей природе, за¬ставляет лингвистов искать новые способы описания языка. Ос¬мысленная динамизация лингвистики заставляет ее с неизбежно¬стью выйти за собственные рамки, обратиться к исследованиям психологов, социологов, психиатров, а прагматические задачи вербального воздействия на личность и общество в целом, выдви¬гаемые смежными науками, не позволяют лингвистам оставить в стороне основной предмет своего исследования — функциони¬рующий язык, который не только до Киева доведет, но и до соб¬ственного «дома колдуньи». И позволит вернуться обратно...
ГЛАВА 2 ЗАВЕТНАЯ ТРОПА КОЛДУНОВ
(ВЕРБАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЗАЦИЯ)
Нелегок путь от земли к звездам
Сенека-младший
Миф есть сама жизнь, само конкретное бытие, в словах данная личностная история. Он есть чудо, как чудом и мифом является весь мир.
Л. Ф. Лосев
Итак, мы вышли на опасную тропу колдунов, пытаясь постичь тайну суггестии.
Представители племени азанде ищут колдовскую субстанцию в теле мага, верят в возможность передачи ее по наследству. Однако настоящим «философским камнем» во все времена был язык, «изготовленный» по особому лингвистическому рецепту...
Традиционно лингвистика «нацелена» на изучение реальных явлений языка, так или иначе обработанных сознанием. Напротив, явления, связанные с областью бессознательного (не имея в виду патологические реакции), ориентированные на операции с установ¬ками личности, оставались пока в стороне от столбовой дороги лингвистики.
Суггестивная лингвистика изучает феномен суггестии как ком¬плексную проблему; «увязывает» древние знания и современные методы, традиционный и нетрадиционный подходы. В качестве постулатов (принципов) суггестивной лингвистики можно выделить следующие положения:
1. Язык в целом может рассматриваться как явление суггестив¬ное, поэтому основное внимание в данном исследовании уделяется коммуникативно-волюнтативной (суггестивной) функции языка.
2. Единицей анализа признается текст в широком смысле слова.
3. Суггестивная лингвистика по предмету своего исследования динамична (изучает процессы), по методам — комплексна, междис¬циплинарна.
4. Языковая суггестия вероятностна по своей природе, ориен¬тирована на преодоление сз'ществующих в каждом синхронном сре¬зе языка норм. Суггестивные механизмы имеют правополушарную ориентацию, воздействуют на установки личности и общества.
5. Универсальный, интегративный, диалектический метод по¬знания, описания и обучения — вербальная мифологизация — ме¬тодологическая основа суггестивной лингвистики.
Сложность взаимоотношений между субъектом и объектом изу¬чения динамической суггестивной лингвистики (личность-текст — тексты мифов, представляющие собой пересекающиеся мифологи¬ческие поля личности и общества) обусловливает комплексный, междисциплинарный подход этой науки: изучение лингвистических аспектов суггестии невозможно без выхода за рамки языкознания.
Наряду с ведущей ролью языка, важной особенностью сугге¬стии как сущности является ее непосредственная связь с областью бессознательного. Проблема бессознательной (неосознаваемой) психической деятельности своими историческими корнями уходит к началу психологии и философии. На Западе изучение бессознатель¬ного привело к созданию глубинной психологии и психоанализа (Фрейд, 1989), трансактному анализу (Берн, 1988), трансперсональ¬ной психологии (Ф. Капра) и др.
Школа грузинских психологов, созданная Д. Н. Узнадзе, разра¬ботала теорию установки, позволяющую по-новому взглянуть, на¬пример, на проблему суггестии. Установка — экспериментальное понятие, знание особенностей которого необходимо для того, что¬бы иметь возможность заранее предусмотреть, какое направление примут отдельные акты поведения и чем завершится их формиро¬вание.
По Д. Н. Узнадзе, взаимоотношение между объективной дейст¬вительностью и живым существом трехчленное: среда — субъект (установка) — поведение. Согласно теории установки воздействие объективной действительности (среды) на сознание, поведение не непосредственное, оно опосредовано установкой. «Поэтому объяс¬нение содержаний сознания самими же содержаниями сознания не¬возможно; сознание не является обоснованной в самой себе дейст¬вительностью. Для объяснения сознания необходимо выйти за его пределы — содержание сознания следует объяснить на основе уста¬новки, на основе бессознательного психического» (Баиндурашвили, 1986, с. 65).
Большая научная ценность экспериментального классического метода исследования установки Узнадзе при изучении человеческой психики заключается и в том, что он прост и доступен для исполь¬зования. Вот простейший вариант этого метода: «Если человеку дать в руки несколько разновеликих шаров, окажется, что у него выработалась установка восприятия разных по величине объектов, в результате равные шары будут казаться ему неравными. Такая установка возникает и действует в том случае, если испытуемый ничего не знает о ее существовании. Подобное положение наблюдает¬ся и тогда, когда установка вырабатывается в гипнотическом сне и испытуемому ничего не известно об опыте. Помимо того, даже в случае, если испытуемый знаком с методикой эксперимента и знает, что в опытах после разных шаров ему даются одинаковые, эти по-следние воспринимаются им иллюзорно, установочно. Роль уста¬новки в восприятии реальных объектов значительнее, чем роль соз¬нания, которому известно, что в опыте сравниваются равные ша¬ры» (см.: Надирашвили, 1978, с. 13).
Сейчас представители грузинской школы установки предпочи¬тают говорить уже не о первичной установке, а о «целостной уста¬новке личности (установке на целевой признак): «Там, где под эги¬дой сознания сложилась личность со всеми ее ценностями, установка принимает свои бессловесные решения до их осознания нашим "говорящим Я", иногда вовсе без осознания, но это все же решения в духе данной личности, а не в духе безличных и мрачных инстинктов, населяющих фрейдовское "Оно"» (Добрович, 1980, с 36).
Как связана теория установки с психоанализом? С точки зрения грузинских психологов эта «кишащая тайнами» область бессозна¬тельного является не до-, а постсознательным: «Именно анализируя бессознательное и его функцию в деятельности человека, мы прихо-дим к позитивной характеристике бессознательного как уровня психического отражения, в котором субъект и мир представлены как одно неделимое целое. Установка же выступает как форма вы¬ражения в деятельности человека того или иного содержания — личностного смысла или значения, которое может быть как осоз¬нанным, так и неосознанным. Функция установки в регуляции дея¬тельности — это обеспечение целенаправленного и устойчивого протекания деятельности человека» (Асмолов, 1994, с. 59; см. также: Анри, 1994; Шашин, 1994, Шерток, 1994, Симонов П. В., 1994; Зин-ченко, Мамардашвили, 1994 и др.).
Однако, по мнению ряда психологов, установкой бессознатель¬ное не исчерпывается' «Нельзя закрыть глаза на мир личностных смыслов, неподконтрольных сознанию». Один из участников Тби¬лисского симпозиума, французский психоаналитик С. Леклер удач¬но назвал эту таинственную область психики «домом колдуньи».
Установку можно закрепить (легкая задача), создать (задача средней трудности) и изменить (трудная задача). В случае суггестии речь идет, прежде всего, об изменении установок общества или личности, так как «суггестия добивается от индивида действия, ко¬торого не требует от него совокупность его интеро-рецепторов, экстеро-рецепторов и проприо-рецепторов. Суггестия должна отме¬нить стимулы, исходящие от них всех, чтобы расчистить себе дорогу. Следовательно, суггестия есть побуждение к реакции, про-тиворечащей, противоположной рефлекторному поведению от¬дельного организма. Ведь нелепо "внушать" что-либо, что орга¬низм и без этого стремится выполнить по велению внешних и внутренних раздражителей, по необходимому механизму своей ин-дивидуальной нервной деятельности. Незачем внушать и то, что все равно и без этого произойдет. Можно внушать лишь противоборст¬вующее с импульсами первой сигнальной системы» (Поршнев, 1974, с. 199).
Установки не могут быть преобразованы под влиянием тех или иных односторонних вербальных воздействий. И это естественно, так как коммуникативный акт предполагает наличие, по крайней мере, двух участников, на чем и настаивают лингвисты, рассматри-вая «диадическую коммуникацию, диалогическое общение, просто диалог — как вид речевой деятельности двух или более партнеров, которые совместно решают определенные задачи при помощи сво¬их речевых действий или диалогических шагов» (Романов А. А., 1992, с. 44).
Неэффективность методов психотерапии сами психотерапевты объясняют двумя основными причинами:
|