Ирина Черепанова "Дом колдуньи"

—  научный (медицинский).

Каждая мифологическая система имеет свои особые разновид¬ности текстов, позволяющих не только подробно описать данную систему, но и произвести феноменологический анализ текстов (предсказать их эффективность и судьбу по форме). Так, языческая мифология непосредственно связана с фольклорной традицией на¬рода: заговоры, наговоры, причеты, заклинания и пр. Христианская мифология имеет богатый арсенал молитв (как универсальных, так и ситуационных), проповедей Заимствованный миф представлен в русскоязычной среде преимущественно мантрами и заклинаниями. Медицинский миф логично изучать на материале формул гипноза и аутотренинга, а также текстов психотерапевтического воздействия

Особняком стоит исследование текстов личных мифов, полу¬ченных при использовании метода ВМЛ. Уникальность этих тек¬стов в том, что одновременно анализируются приемы и методы лингвистики суггестанта и лингвистики суггестора, потому что эти тексты созданы в особом измененном состоянии творческого транса и являются в одинаковой степени ауто- и гетеросуггестивными

Стратегия изучения суггестивных текстов, ориентированная на все более глубокое погружение в направлении наименее осознавае¬мых уровней языка, может быть направлена на изучение следующих параметров'

1.  Мифологические  и   экстралингвистические   характеристики культурологического, этнографического и иного характера

2.  Характеристики текста.

3 Синтаксические характеристики.

4 Лексико-стилистические и словообразовательные характери¬стики.

5. Грамматические характеристики

6. Просодические (ритмические) характеристики.

7.  Фоносемантические параметры

Можно еще более усложнить структуру суггестивной лингвис¬тики и увеличить количество анализируемых параметров, однако перед нами стоят задачи адекватного и в то же время лаконичного описания суггестивных текстов, автоматизации этого процесса (коль скоро речь идет о неосознаваемых латентных признаках) и обучения языку внушения. Ключ должен легко открывать дверь ..


ГЛАВА 4. «СЛОВО МОЕ КРЕПКО» ..

(СУГГЕСТИВНЫЙ ТЕКСТ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА)

Функция слов — именно в том, чтобы быть вы¬сказанными и, попав и внедрившись другому в душу, произвести там свое действие

П. Флоренский

Заветные слова звучат в «доме колдуньи» — очаровывают и лечат, присушивают и убивают.

Глобальные социальные эксперименты, проводимые в разные времена и в различных общественных системах, суть языковые экс¬перименты. Подтверждение тому мы находим в работах, посвящен¬ных «языкам» тех или иных обществ. Так, В. Клемперер в своей работе «Язык третьего Рейха. Записки филолога» доказывает, что нужна была специальная языковая система для того, чтобы появи¬лась такое социальное явление как фашизм (1991).

Универсальные суггестивные тексты — это эксперимент, про¬водимый МС с бессознательным отдельных личностей на протяже¬нии длительных промежутков времени и в больших ареалах, поэто¬му особенно интересный для лингвиста, пытающегося постичь тайну языковой суггестии.

К универсальным суггестивным текстам мы отнесли тексты за¬говоров, молитв, мантр, заклинаний (автотексты МС), а также формулы гипноза и аутотренинга (аллотексты МС). Граница между этими группами весьма условна, поскольку имеются, например, молитвы, созданные конкретным историческим лицом, а затем ос¬военные МС (ср.: молитвы святого Макария Великого, святого Ан-тиоха, святого Иоанна Златоуста — по существу, аллотексты), на¬против, формулы гипноза, приписываемые себе тем или иным автором, оказываются, на самом деле, древними формз'лами вну¬шения или самовнушения. Поэтому целесообразно объединить эти тексты в одну группу и, на основании их изучения, описать латент¬ные универсальные языковые механизмы, обусловливающие ус-пешность функционирования указанных текстов в социуме. Это тем более ценный опыт, что он не осознается даже людьми, применяющими данные концентрированные магические тексты, для которых эффективность этих текстов несомненна.

Прежде чем приступить к рассмотрению жанровых разновид¬ностей универсальных текстов, необходимо сделать два замечания общего характера:

1) Универсальность текста обратно пропорциональна сложно¬сти его символики и формы: «Чем сложнее ритуал (много символов, сложные формы), тем более частной, локальной и социально струк¬турированной предстает его миссия; чем ритуал проще (мало сим¬волов,   простые  формы),   тем   более  универсальна   его   миссия» (Тэрнер, 1983, с. 39).

2) По П. А. Флоренскому, «слово есть метод концентрации» (1990, т. 1, П, с. 263), поэтому «магически мощное слово не требует, по крайней мере, на низких ступенях магии, непременно индивиду¬ально-личного напряжения воли, или даже ясного сознания его смысла. Оно само концентрирует энергию духа» (там же, с. 273). Эта мысль высказывалась неоднократно, в том числе В. Гумбольд¬том, но Флоренский связывает концентрацию энергии духа в слове именно с проблемой магичности слова и выдвигает следующую (важную для нашего исследования) гипотезу: «Знахарка, шепчущая заговоры или наговоры, точный смысл которых она не понимает, или священнослужитель, произносящий молитвы, в которых иное и самому ему не ясно, вовсе не такие нелепые явления, как это кажет¬ся сперва; раз заговор произносится, тем самым высказывается, тем самым устанавливается и наличность соответствующей интенции,— намерения произнести их. А этим — контакт слова с личностью ус¬тановлен, и главное дело сделано: остальное пойдет уже само со¬бою, в силу того, что самое слово уже есть живой организм, имею¬щий свою структуру и свои энергии» (Т. 1, П, с. 273).

Следовательно, можно вслед за Флоренским предположить, что:

а) универсальные механизмы вербальной суггестии отрабаты¬вались веками и закреплялись в соответствующих жанрах текстов;

б) эти механизмы являются латентными для лиц, использующих данные тексты в своей практике;

в) важно установить контакт слова с личностью — иными сло¬вами,  суггестивная роль,  создаваемая  при  помощи  вербальных средств, должна гармонично соотноситься с личностью, исполь¬зующей конкретный суггестивный текст (в данном случае речь идет только о человеке, произносящем текст).

Перейдем к рассмотрению жанровых разновидностей универ¬сальных суггестивных текстов.

Заговоры — тексты языческой мифологии

Заговоры — наиболее изученная филологами группа универ¬сальных суггестивных текстов. Заговорам посвящены преимущест¬венно исследования фольклористов (см., напр.: Червинский, 1989; Черепанова О. А., 1983, 1991, 1979; Елеонская, 1917, 1994; Маранда, Кенгас-Маранда, 1985; Антонович, 1877; Афанасьев, 1851; Ветухов, 1907 и др.), в которых даются классификации заговоров по разным основаниям, предлагается анализ заговорной формулы Естествен¬но, исследователей интересуют в первую очередь семантические особенности заговоров. Такой подход правомерен, если рассматри¬вать заговоры как жанр фольклора, но явно недостаточен для изу¬чения суггестивных особенностей указанных текстов.

По данным С. А. Токарева, в этнографической литературе опи¬сано огромное множество магических обрядов, известных восточ¬нославянским народам, которые «как правило, сопровождаются словесными формулами — заговорами. Последние имеют очень существенное значение, порой даже основное. По-видимому, есть заговоры, которые считались действительными сами по себе, без всякого обряда («вербальная магия») (1957, с. 123). Такое выделение ее в особый тип оправдывается тем, что, во-первых, очень многие заговоры записаны исследователями без всякого упоминания о со¬провождающих их (или сопровождаемыми ими) обрядах, которых, может быть, и действительно нет; во-вторых, тем, что лечебные за¬говоры, видимо, имели свои собственные корни в лечебной реаль¬ной практике.

«Вера в силу слова» (выражение Ветухова), на которой основа¬ны все заговоры, сама ведь коренится в действительных человече¬ских отношениях. Отдача приказания при помощи слов, действие внушением, психическое воздействие врача (или знахаря) на боль¬ного, несомненно, влияющее на ход болезни — все это не могло не порождать веры в силу человеческого слова.

Заговор был необходимой принадлежностью быта Руси XVII и XVIII столетий: «Исторические показания свидетельствуют о том, что, с одной стороны, за заговором признавали спасительную силу, избавляющую от болезни, неудачи и беды, и прибегали к нему в различных жизненных случаях; с другой стороны, заговор считали опасным, "еретическим" орудием, так как он мог погубить челове¬ка, и поэтому настаивали на уничтожении его в лице его знающих. Но какой бы ни был заговор, его заучивали и употребляли, как во спасение, так и на погибель.

Таким образом, и положительная и отрицательная сторона за¬говора вызывали желание обладать им; желание это приводили в исполнение, вследствие чего заговор был хорошо знаком всем сло¬ям общества, все сословия признавали его значение и не относились к нему безразлично» (Елеонская, 1994, с. 100).

По характеру мифологии мы отнесли заговоры к языческому типу В силу специфики религиозных верований России можно счи¬тать языческий тип одним из наиболее распространенных, а веру в заговоры как средство воздействия — актуальной и до сего дня.

Воспользуемся данными анализа 280 заговоров, общим объе¬мом 16 160 слов.

Для оценки фонетического значения тексты обрабатывались на ПЭВМ, по программе «Diatone», составленной по данным А. П Журавлева, полученных экспериментальным путем с допус¬тимым коэффициентом надежности R > 0.85 (Журавлев, 1974, с. 53-58). Исходные положения и общая формулировка процедуры ана¬лиза подробно изложены А. П. Журавлевым в книге «Фонетическое значение» (там же, с. 99-116).

В таблице 1 приведены данные о фонетическом значении выбо¬рочной совокупности заговоров, которые получены в итоге обсчета текста-конгломерата, произведенного слиянием всех текстов заго¬воров выборочной совокупности.

Результаты автоматического анализа фонетического значения текстов заговоров

Признаки текста-конгломерата (в показателях)

1. яркий 77.12

2. возвышенный 62.02

3. радостный 54.05

Таблица 1

Как видно из таблицы, ведущий фоносемантический признак заговоров — «яркий».

В таблице 2 приведен набор 10 наиболее частотных «звуко-букв», полученный при обсчете текстов заговоров.

Преобладают «высокие», «хорошие» И, Ю; а также «низкий», «плохой» Ы. Из группы согласных выделяется, прежде всего, со¬норный диезный М', «нейтральный» по фактору оценки, очень мяг¬кий и медлительный. На втором среди согласных месте — Б — звонкий, простой, краткий, «хороший»; далее: К' — глухой, диез¬ный, краткий, «плохой»; Р — звонкий, простой, длительный, «нейтральный»; Ц — глухой, краткий, «плохой». Как видим, среди

92

И. Черепанова. Дом колдуньи.

гласных преобладают «хорошие» по фактору оценки звукобуквы, среди согласных — «нейтральные» и «плохие».                                    ''

Наиболее частотные «звукобуквы» текстов 280 заговоров

Текст-конгломерат (в показателях частотности)

1 И (24.41)

2 М' (21.03)

3 Б (21.01)

4 К' (15.22)

5 Р (14.15)

6 ы (12.26)

7 ю (11.06)

8 р (10.97)

9 Ц (10.91)

10 с (9.38)

Таблица 2

Если воспользоваться данными психолингвистов о звуко-цвето-вых соответствиях (Журавлев, 1974; см. также: Иванова-Л\кьянова, 1966; Панов, 1966 и др.), то преобладание гласного И среди гласных указывает на синий или голубой цвет, Ы — черный, а «Б часто на¬зывают сиреневым» (Журавлев, 1974, с. 5).

Интересно, что В. М. Бехтерев, описывая результаты опытов относительно «времени и условий, определяющих выбор личных движений», отмечал, что «из цветов чаще всего выбирался голубой, за ним следует красный и фиолетовый, за ним — желтый, зеленый и оранжевый» (1991, с. 404).

Отдельные слоги в текстах, состоящие из звуков, резко превы¬шающих нормальную частотность (ми, от, ки, бы, ри, ро, во, со, го, по, ре, ни, бо, ло, ли, не) можно трактовать как звуковые повторы (см., напр.: Сивуха, 1984). Регулярное повторение всех выделенных повторов может обеспечить текстам заговоров следующие признаки: «стремительный» (12.33), «бодрый» (5.19), «устрашающий» (3.98).

Так как речь шла об анализе большой группы заговоров, раз¬личных по своим установочным задачам, целесообразно было про¬анализировать некоторые тематические группы заговоров и про¬следить, нет ли в них особых фоносемантических закономерностей.

Сначала сравнивались две большие группы заговоров: «на кровь», т. е. от кровотечения (19 текстов, 665 слов) и «на зубы» (20 текстов, 910 слов). Именно эти группы упоминал В. Мессинг, при¬водя пример необъяснимой с точки зрения науки силы слова. Срав-

«Слово мое крепко»...

93

ним наиболее частотные фоносемантические параметры этих двух групп со средними параметрами всего массива заговоров:

Результаты автоматического анализа фонетического

значения заговоров: общие, «на кровь*, «на зубы»

(в абс. числах)

№ п/п Общие (280) «На кровь» (19) «На зубы» (20)

1 яркий (82) нежный (7) яркий (10)

2 темный (76) стремительный, тихий, су¬ровый, устрашающий (6) медлительный, нежный, сильный (6)

3 нежный (69) минорный (4) суровый, темный(5)

Таблица 3

Как видно из таблицы 3, разброс признаков в отдельных тек¬стах достаточно большой, однозначные соответствия для той и дру¬гой группы определить сложно, поэтому можно более детально сравнить наиболее частотные звуки указанных групп заговоров (таблица 4):

Сравнительные результаты измерения наиболее

частотных «звукобукв» в текстах заговоров «на кровь* и

«на зубы* (в абс. числах и %% к общему количеству

текстов)

№ п/п Всего в заговорах (280) «на зубы» (20) «на кровь» (9)

Ранг Звуко-буквы Кол-во Звуко-буквы Кол-во Звуко-буквы Кол-во

1 М' 130(46.43%) Б 18(90%) В' 14(73.68%)

2 И 112(40.00%) М' 13(65%) Р,К 10(52.63%)

3 Б 100(35.71%) Н',У 12(60%) К' 9 (47.37%)

4 К' 85 (30.36%) Ы 11 (55%) Б,Н 8(42.10%)

5 Р 72(25.71%) 3 9 (45%) М 7 (36.84%)

6 Р' 69 (24.64%) Б',Л',Я 8 (40%) У 6(31.58%)

7 Ы 65(23.21%) Ц 7 (35%) Р' 5(26.31%)

8 В 63 (22.50%) Р,Л 3(15%) ц,и 4(21.05%)

9 Ю 62(22.14%) 3,Т,Е,Ж 2(10%) п 3(15.79%)

10 Ц 61(21.78%) В. К' 1 (5%) СТ.Ф' А,Ю 2(10.53%)

Таблица 4

Сравнение результатов таблицы показывает, что:

1) наряду с другими, наиболее частотными являются звукобук-вы, входящие в состав ключевых слов тематических заговоров: 3, У, Б, Ы в заговорах «на зубы» и К, Р, В' — в заговорах «на кровь». Такое явление соответствует данным Т. Я. Елизаренковой, обнару-жившей при описании лингвистических особенностей «Ригведы» (РВ), что «вообще вся формальная структура гимнов основана на повторах: тождественных или фонетически близких звуков, падеж¬ных форм, балансированных синтаксических конструкций, —черта свойственная произведению устного творчества вообще, — и зву¬копись представляет собой одно из частных проявлений этой общей тенденции» (1989, с. 518). Эта же идея изначально высказывалась Ф. де Соссюром в его посмертно изданных «Анаграммах» (1964) и в книге Старобиньского «Слова под словами» (1971). Метод «ана¬грамм» был выявлен де Соссюром в целом ряде древних индоевро¬пейских поэтических традиций (ведийской, ранней латинской, древ-негерманской). По де Соссюру, гимн РВ, посвященный восхвале¬нию какого-либо бога, строится вокруг ключевого слова — имени бога. Поэт может играть падежами этого имени, располагая их оп¬ределенным образом и употребляя в каждом стихе, а может, не на¬зывая прямо имени бога и расчленив его на отдельные звуки или слоги, повторять их в соседних словах, создавая тем самым звуко-вые намеки на него. Развивая гипотезу де Соссюра в свете совре¬менных взглядов на древнюю индоевропейскую культовую поэзию, трактуемую в духе гипотезы Мосса-Бенвениса и идей Р. О. Якоб¬сона относительно грамматики поэзии, Т. Я. Елизаренкова предпо¬лагает: «Исходя из представления о том, что хвалебный гимн боже¬ству обусловливается ситуацией обмена между адептом и божест¬вом, следует поставить вопрос, какую информацию может нести семантизированная звуковая ткань гимна. Выясняется, что она мо¬жет содержать информацию об имени божества (адресата), об име-ни риши — автора гимна (андресанта) или об основной теме гимна (сообщении), если та, в свою очередь, не совпадает с восхвалением божества. Иными словами, с помощью звукозаписи в гимнах РВ сообщаются сведения обо всех трех конститутивных элементах ре¬чевого акта» (1989, с. 519). В данном случае мы находим информа¬цию об основной теме заговора.

2) Набор других звукобукв существенно от средних данных не отличается.

3) Специфическим является превышение в заговорах «на кровь» нормальной частотности звукобукв А («красной») и Ф' (в большинстве заговоров, напротив, мы наблюдаем пониженное относительно нормальной частотности количество этих звуков).

Заговоры традиционно делятся МС на две большие группы: за¬говоры (лечебные, благотворные заклинания) и наговоры (вредо¬носные заклинания). «"Наговаривали" на самые различные вещи — на хлеб, соль, воду, воск, коренья и пр., т. е. на вещества, сами по себе в большинстве безвредные; следовательно, колдовская сила тут уже в основном приписывалась наговору» (Токарев, 1957, с. 135). С. А. Токарев отмечает также, что «наговоры», сопровождающие обряды, по форме обычно отличаются от лечебных заговоров: «В них нередко вместо упоминания об Иисусе Христе, богородице и святых, упоминается нечистая сила» (1957, с. 136). Можно предпо¬ложить также, что принципиальное противопоставление двух групп текстов массовым сознанием должно было закрепиться не только на уровне содержания (мифа), но и в других (в том числе латентных фоносемантических) параметрах указанных текстов.

Результаты автоматического анализа фонетического значения заговоров и наговоров показывают, что доминирующим признаком всех указанных текстов является «яркий», следовательно, на уровне общих признаков принципиальных различий между названными группами текстов не существует. Более заметные различия наблю¬даются в составе наиболее частотных «звукобукв». В наговорах и отсушках появляются звукобуквы Ж, Ш, Щ, С, С «плохие» по фак¬тору оценки и не превышающие нормальную частотность в других группах заговоров.

Всего в заговорах в среднем 53.13% высоких звуков, а средняя длина слова в слогах — 2.06.

Анализ индексов лексических единиц в текстах заговоров пока¬зывает следующее:

1) Индекс дистрибуции лексических единиц С довольно высок, что свидетельствует о богатстве словаря и симметричной дистрибу¬ции слов.

2) Индекс итерации I. (повторения слова в замкнутом простран¬стве) = 1.42.

3) Индексы исключительности и предсказуемости свидетельству¬ют о достаточно высоком уровне художественности, обработанности текста. Исключительные слова составляют более половины (11,84) (по утверждению Й. Мистрика «в поэзии бывает до 50% "исключи¬тельных" слов, в художественной прозе их намного меньше» (1967, с 44)). Высокий уровень исключительных слов естественно предпола¬гает достаточно низкий коэффициент предсказуемости (40.32).

4) Индекс плотности лексики (3.43) указывает на тематическое богатство текстов.

5) Iext= 14.04, что свидетельствует о лексической насыщенности текстов заговоров.

6) Индекс стереотипности (длины интервала) равен 1.54, что характерно для художественных и беллетризованных текстов, в от¬личие от профессионально-разговорной речи.

Грамматический состав заговоров имеет следующие особенности:

1) Значительное преобладание существительных — более трети (33.65%).

2) Меньшее, по сравнению с другими группами универсальных суггестивных текстов, количество местоимений (10.36%), и боль¬шее — предлогов.   Первое   можно   объяснить   высокой   степенью обезличенности (универсальности) заговоров, а второе — особен-ностями содержания (очень часто описывается длинный путь про¬движения к какому-либо объекту или воздействию на какой-либо объект,  что и предполагает использование специальных  марке¬ров — предлогов).

Синтаксис заговоров, соответствующий языческой мифологии подробно описан фольклористами: «Для синтаксиса фольклорной се¬мантики снимается привычное противопоставление текста и предло¬жения. Одна и та же смысловая предикативная основа может быть развернута в текст, и в незначительный фрагмент текста, и в отдель-ное предложение. Фольклор функционирует в смысловых формах, синтаксически безразличных к объему. Это отвлеченные образцы, структурные схемы, лексически заполненные лишь частично, повто¬ряющиеся от текста к тексту, от жанра к жанру. Текст, его смысловую основу, условную, недифференцированную в жанровом отношении и объеме, можно принять за такую центральную синтаксическую еди¬ницу фольклорной семантики. ...Частные модальные и интенцио-нальные значения раскрываются в парадигмах текстов. Тексты с внутренней интенцией воздействия, направленного от агента вовне, могут быть заклинательными (прямое воздействие) либо гадательны¬ми (опосредованное воздействие)» (Червинский, 1989, с. 88).

Не вдаваясь в подробный анализ всех тематических групп заго¬воров, отметим, что заговоры с менее сложной коммуникативной задачей характеризуются 1 типом заговорной формулы («на кровь», «на зубы») (S—Ю), а более сложные 2 типом («от всех болезней», «защитные»: от крови, от сглаза, от уроков, от напасти) (S—>М—Ю) (подробнее о структуре заговорной формулы см.: Черепанова О. А., 1979, с. 6).

 «Золотое сечение» в большинстве заговоров совпадает с куль¬минацией текста и делит эти тексты на две неравные части с раз¬личной фоносемантикой.

Так, заговор «на кровь» (Шла баба по ричке, вела быка на нит¬ке, нитка порвалась, кровь унеслась. Стану я, раб божий имярек, на пашень, кровь моя не капнет * стану на кирпич, кровь запекись. Закрепитеся, мои слова, двенадцатью ключами, крепкими замками. Аминь!), имеющий общие признаки «тихий» (11.52), «нежный» (6.89), «стремительный» (4 68), делится при помощи золотого сече¬ния на 2 части, характеризующиеся следующими признаками'.

I. «стремительный» (4.94); «нежный» (3.93), «суровый» (3.80) (46.32% высоких звуков);

II. «тихий»   (19.57),   «нежный»   (6.26),   «минорный»   (3.42) — 53.16% высоких звуков. Образно говоря, кровь после произнесения заговора должна «стремительно затихнуть» — динамика от ведуще¬го   признака   I части   «стремительный»   к   ведущему   признаку II части —«тихий». I часть более жесткая (доминирующие звуки К, Р,   В' —  анаграмма),  характерный для  мантр  «красный»  А.  Во II части появляются свойственный славянским суггестивным тек¬стам высокочастотный «синий» И, а также М' (ср.: аминь).

Заговор «на сон» (Всем плохим детям — крикливицы * Моему ребенку — сонливицы) отражает ту же закономерность. Его общие фоносемантические признаки «тихий» (14.23), «минорный» (7.46), «темный» (7.45), а составные части характеризуются признаками:

I. «тихий» (17.62), «минорный» (10.62), «темный» (8.89);

II. «темный»   (4.79),   «печальный»   (2.32),   «зловещий»   (2.24). Иными словами, идея «темноты» во II части усиливается, что соот¬ветствует прагматической заданности заговора: как можно быстрее усыпить ребенка.

Молитвы — тексты религиозной мифологии

Сейчас уже общепринят факт, что религия и суггестия тесно взаимосвязаны. Об этой связи пишут многие психотерапевты (Петров, 1986; Рутман, 1990; Мессинг, 1989, Алиев; 1990; Ахромо-вич, 1991 и др.) и находят в религиозном опыте много поучительно¬го и полезного. Именно под влиянием научного прогресса возрос интерес к молитве, появились статьи, связывающие молитву с про¬блемами биоэнергетики, телепатической связи и даже с пришельца¬ми из Космоса (см., напр.: Смирнова, 1991; Мартынов, 1990). Но

даже если оставить в стороне проблемы парапсихологии и сосредо¬точиться на описании лингвистических механизмов молитвы, ста¬новится ясно, что интуитивных догадок и вопросов пока еще гораз¬до больше, чем ответов.

Так, болгарский психотерапевт Н. Петров отмечает: «Ряд об¬рядов в современных религиях ведет свое начало от первобытной магии, при помощи которой древние люди пытались "войти в контакт" с силами природы. Типичным примером этого могут служить таинства христианской церкви (католической и право¬славной). Полумрак, огоньки свечей, спонтанная концентрация сознания на блестящих культовых предметах, расслабляющее воз¬действие музыки и повторение одних и тех же слов, запах ладана и т. п. многократно повышает внушаемость верующих Характер¬ной особенностью почти всех религий является использование определенных жестов, особой манеры проговаривания, употреб¬ление "священных слов" мягкого и расслабляющего звучания, таких, например, как аминь, амито, амида и т. д. Все это приводит к созданию тесного эмоционального контакта между священни¬ком и верующими» (1986, с. 23).

В. Мессинг напрямую связывал религиозное воздействие с гип¬нозом. Описывая феномен молитвы, Мессинг писал: «Привести себя в гипнотическое состояние — к этому направлены, по существу, принятые во многих религиях многократные повторения простой и краткой молитвы, вроде «Святый боже, помилуй мя". Когда эта фраза повторяется сотни и тысячи раз, наступает гипнотическое состояние. Прибавим к этому бесчисленные поклоны, отбиваемые перед иконами» (1989, с. 61).

Интересные мысли высказывает Л. Н. Романов в книге «Музы¬кальное искусство и православие»: «Понимая универсальность сло¬ва, организаторы христианских обрядов с самого начала стреми¬лись к тому, чтобы в богослужении преобладали пророческие на-ставления, дающие назидание "не только сердцу, но и уму"» (1989, с. 14). И далее- «Символ для верующего должен быть легко узна¬ваемым. Именно поэтому церковь всегда боролась за устойчивую знаковую систему, за устоявшиеся в богослужебной практике сим¬волы. Стремилась стабилизировать свою семантику, отсюда и стро¬гое соблюдение канона» (там же, с. 26). Такой подход к слову выра¬ботал и особое понятие ритма, названного «словесным»: «Слово, текст, мысль, несущая в себе христианское вероучение, —вот ос¬новной критерий при отборе музыкальных форм, присутствующих в богослужении» (там же, с. 28).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться